Page 8 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 8
«В ЛЮБОЙ ОСЕТИНСКОЙ ДЕРЕВУШКЕ»
Умы всегда связаны
невидимыми нитями
с телом народа.
К. Маркс
По молчаливому согласию человечества, художник занимает
особое место в табели о рангах, ибо духовная жизнь человека, где и
когда бы он ни жил, как бы он ни был богат или беден, — была, есть
и останется сущностью его индивидуальной неповторимости,
высшей доминантой бытия... Маркс, точную и достаточно глубокую
мысль которого я зарядил эпиграфом к очерку о Коста, назвал
интеллигенцию «прослойкой». Ошибаться свойственно всем. Но
если мыслитель проклял интеллигента в себе, замечу, что только
художник и его творчество подарили возможность духовного, а не
животного существования подавляющей части человечества...
15 октября 1979 года исполняется 120 лет со дня рождения
основоположника осетинской национальной литературы и
живописи Коста Левановича Хетагурова. А. Фадеев назвал К.
Хетагурова «... Леонардо да Винчи осетинского народа». Н Тихонов
был убежден, что Коста — «самая большая фигура своего времени,
самый выдающийся талант». М. Шагинян считает, что «Собранные
вместе статьи, заметки, фельетоны Хетагурова могут быть с полным
основанием названы классическими...», что «Коста — блестящий
представитель школы Белинского и Чернышевского, один из
лучших творцов газетной публицистики». Р. Гамзатов называет
Коста «Казбеком, огнедержателем и огнехранителем всей
кавказской поэзии!»
Не вызывает сомнений, что Коста — как гражданин и поэт —
творил на высоком идейном и художественном уровне. Возможно, в
силу исключительности своего дарования, он был недосягаем
многим своим современникам и не только современникам... Но
неизбывную славу, любовь и признательность масс в масштабах вот
уже целого века он снискал не как стилист, основатель или
ниспровергатель школ и направлений, а как человек, беспощадно
влюбленный в народ, в родину, — в ту бесценную ценность, которая
при жизни требовала его целиком, без остатка, в жертву, а по
смерти одарила бессмертием!
Эпитет «народный» делает честь любому поэту. Народ —
вселик! Повторим, что от силы и глубины связей с ним зависит
значение и удельный вес любой творческой личности. Точно так же,
как учение обретает истинность в непогрешимости опыта,
настоящее искусство обретает свою великую сущность только в
6