logo

М О Я    О С Е Т И Я



В ГОРАХ
(Отрывок)

Стоит только подняться от Мышиной тропы на Некрасовскую гору, чтобы не упустить случая по­любоваться очаровательной картиной: на первом плане, в крутых скалистых берегах, между груда­ми камней извивается капризная, вечно неугомон­ная, покрытая блестящею пеною Кубань. Шум, по­добный завыванию тысячей разнообразных голосов, производимый каскадами этой бурливой горной реки, наполняет собою свежий упоительный воз­дух и придает как бы большую жизненность всей картине. Вершины высоких скалистых гор, груп­пирующихся в чудной перспективе вокруг Кубани до рождающих ее вечных снегов, удивляют своею фантастичностью. Какая таинственность разлита по всей картине! Какая грандиозность! Необыкновен­ная грандиозность! Она даже как-то уничтожает наблюдателя, подавляет как-то... умаляет его... Но зато тот уголок, та неширокая гладкая долинка, служащая звеном между первым и вторым планом, та чистая бархатная полоска, по которой серебрит­ся живописная линия Кубани,— как приветливо она выглядывает из темной глубины окружающих ее громад, как она успокаивает, как она манит, манит к себе!.. А то прозрачное облако дыма, оку­тывающее подножие мрачного утеса — это матовое покрывало меланхолической Шуаны,— как оно гар­монирует со своей хозяйкой!
Под этим дымом скрывается от любопытных глаз небольшой, все еще недоверчивый, хотя и православ­ный, осетинский аул Дурхум. Недостроенная, но уже сгнившая деревянная церковь, серые, с маленькими отверстиями вместо окон, сакли, безобразно пуза­тые плетеные трубы на их плоских крышах, кривые на кривых столбиках сараи, грязные дворы, разло­манные плетни невольно свидетельствуют о несосто­ятельности, вернее, о первобытности жителей этого аула. Только два домика, стоящие на площади, как бы говорили всякому постороннему посетителю: и мы, дескать, не желаем отстать от Европы. В одном из них живет аульный священник, а в другом поме­щается аульная школа. Оба домика, хотя покрыты камышом и покрыты хотя очень жидко, так что во время дождя священнику и учительнице приходит­ся расставлять по полу тазы для собирания некстати просачивающейся через потолок дождевой воды,— но зато, говорю, оба эти домика были когда-то сма­заны глиной и даже выбелены мелом. Теперь-то, впрочем, оба домика такие же серые, как и простые сакли; местами даже смазка их стен размылась дож­девой водой. К тому же оба домика со стеклами и редко с промасленной бумагой в оконных рамах, и даже со ставнями почти на всех окнах. Зато, повто­ряю, справедливо то, что оба домика были когда-то хорошо смазаны глиной и выбелены мелом. Кроме того, они могут служить прекрасной натурой для современного художника, если принять во внима­ние причудливую игру с ними румяных кокетливых лучей сегодняшнего утреннего солнца на синем, слег­ка фиолетовом, фоне далеких снеговых гор. Какая сила теней! Какое разнообразие тонов!..
Картина будет вполне законченная, если не упу­стить из виду сидящую на деревянных ступеньках поповского дома женскую фигуру с грудным ребен­ком на ее коленях и играющего у ее ног с большой мохнатой собакой мальчугана. Какой художествен­ный беспорядок!— Спавший на затылок красный платок, белокурые растрепанные волосы, вывалив­шаяся (а может быть, и выставленная нарочно) для кормления ребенка из прорехи грязной ситцевой рубахи мясистая грудь и ничем не прикрытые, по­чти до колен босые, почтенных размеров ноги. Изор­ванная сорочка на ребенке, запачканное его лицо, жидкость, свесившаяся из носу до нижней его губы, довершали этот беспорядок...
По рябому лицу этой внушительной женской фигуры, по вздернутому носу и по маленьким се­рым глазам ее можно безошибочно сказать, что она чистокровная казачка.
Но каким образом она попала в осетинский аул? Очень просто. Она состоит в работницах у здешнего батюшки и живется ей, по-видимому, хорошо, ибо вот уже шестое лето приходит к концу с тех пор, как она впервые была привезена самим батюшкой на собственных его дрогах. Почему и не жить? Воз­ни по хозяйству ей всегда было мало, так как ба­тюшка за несколько дней до ее поступления схоро­нил свою возлюбленную попадью. Сам же батюш­ка, нужно полагать, нетребовательный, а хоть бы и требовательный, так, во всяком случае, она на од­ного его всегда поспеет, уж разве что-нибудь осо­бенное. Но в этом особенном батюшку нельзя запо­дозрить, потому что у его работницы за последние три года получился приплод в лице двух малень­ких казачат. Впрочем, за верность слова «казача­та» нельзя поручиться, ибо муж ее шестой год ох­раняет отечественные границы от нападения хищ­ных персиян и несмотря на это...1 появившийся приплод и, следовательно, на помеху... должна иметь при выполнении своих обязанностей в доме священника. Этот последний не отказывает ей от места, что ясно свидетельствует о том, что она впол­не добросовестно исполняет требования своего хо­зяина и что хозяин этот в свою очередь не особенно требователен.
Нам, конечно, незачем верить нелепому слуху, будто батюшка очень часто отказывал ей от места, но она не уходила (как будто она на это имеет пра­во!), и мало того, говорят, что раз, когда работница нагрубила батюшке и этот батюшка за это хотел ее побить, то она исцарапала ему нос. Можно положи­тельно сказать, что это просто-напросто клевета, потому уже, что большой нос батюшки (нельзя ска­зать, чтоб и особенно-то большой — обыкновенный грузинский, а батюшка грузин, следовательно, для него он вовсе не большой) подает повод ко всевоз­можным шуткам в среде аульной молодежи. Хотя, однако, говорят, что все видели, как нос батюшки действительно исцарапан... Но, собственно говоря, и это ничего не доказывает — мало ли отчего нос батюшки мог быть исцарапан.
Вообще следует заметить, прихожане относятся к батюшке очень недружелюбно. Какие только клички ему не дают... Неприлично даже говорить. Да что клички! Однажды так один дерзкий осетин пе­ретянул его два раза палкой по спине за то, что он наставлял его жену в недостроенном здании, где теперь помещается аульное правление... Но вино­ват ли батюшка на самом деле? Церкви нет, следо­вательно и вести богоугодные беседы с прихожана­ми негде... Попробовал было в недостроенном доме, так нет — за это его бьют. Ну что же прикажете делать? Народ-то больно необтесанный — не пони­мает.
Что касается, например, до богослужения, так батюшка его, наверное, уже запамятовал, да как и не запамятовать? Он, кажется, лет десять уже не входил в царские врата. Хорошо, если есть кого крестить или хоронить, а то бросайся от скуки хоть с моста в ледяные объятия Кубани. Впрочем, ба­тюшка в этом случае предпочитает уезжать на сво­их дрогах к священнику соседней станицы и разго­нять там недели две свою невыносимую скуку. Этот способ разгонять скуку батюшка иногда заменял однако другим, но о нем неловко рассказывать, по­тому что тут пришлось бы говорить о писарях и о плотниках, о печатниках и о кабатчике, и о водке, и бог знает еще о чем... Хотя, собственно говоря, в благообразности и первого-то способа я не сумею уверять никого, мало ли там различных случайно­стей — кто их может знать? Но он уже имеет то преимущество, что прихожане не могут видеть, как батюшка разгоняет скуку...


Рукопись в отмеченных местах повреждена.