Page 126 - 100_names
P. 126
125
Кавказкой войны. Особенно велика была роль ученого в разработке истории Осетии и осетинского
народа. Одним из первых исследований в области осетиноведения явилась опубликованная в 1928 г.
статья «Из истории революционного движения 70-х годов в Осетии». С разработкой проблемы рус-
ско-осетинских отношений была тематически связана работа «Роль православия в колониальной по-
литике в Осетии» (1933 г.). Научные статьи конца 1920 – 1950-х гг., содержавшие анализ этих и других
проблем дореволюционной истории Осетии, были собраны и изданы А. К. Джанаевым отдельным
сборником в 1972 г.
Существенное место в творчестве Скитского занимала проблема происхождения осетинского на-
рода. Ученый обосновывал идею этнического единства осетин со скифо-сармато-аланским миром.
Вместе с тем, он признавал теорию В. И. Абаева о двуприродности осетин, вслед за которым утверж-
дал, что осетины в этническом и языковом отношении представляют собой «смешение местного кав-
казского яфетического элемента с иранским элементом».
Скитский высоко ценил героический нартовский эпос в качестве исторического источника. «Нар-
товские сказания рисуют предков осетин в эпоху железного века, так сказать, во плоти и крови, во
всей конкретности реальной обстановки их жизни, отражают их быт, нравы, верования, чувства и
идеалы, – писал Борис Васильевич. – Они восполняют немые свидетельства археологии и отрывоч-
ные письменные источники, поэтому являются весьма ценным историческим источником для рассма-
триваемой эпохи».
Скитский создал в регионе научную школу, объединив вокруг нее своих последователей и еди-
номышленников. Его бывшие студенты и аспиранты стали в последующем известными учеными-кав-
казоведами. Среди них М. М. Блиев, В. С. Гальцев, А. К. Джанаев, С. Д. Кулов, Н. И. Покровский,
А. А. Тедтоев, М. С. Тотоев и др. Результаты многолетней и плодотворной деятельности Б. В. Скит-
ского – педагога, ученого и общественного деятеля, находили признание у власти и общества. Он
дважды избирался депутатом Верховного Совета Северо-Осетинской АССР, был удостоен почетного
звания «Заслуженный деятель науки Северо-Осетинской АССР», награжден двумя орденами Ленина
и другими правительственными наградами.
Последние годы жизни Борис Васильевич провел в некотором отдалении от Северной Осетии. С
1953 по 1959 г. жил и работал в Пятигорске. Однако его духовная, интеллектуальная связь с Осетией
не прерывалась ни на день. Он пользовался огромным авторитетом у своих учеников и коллег. Тор-
жественно было отмечено 75-летие со дня рождения Скитского в июне 1959 г. В это время он тяжело
болел и вскоре умер.
Возвращение Б. В. Скитского уже после смерти на землю, ставшую ему родной за многие годы
верного служения на ниве науки и просвещения, состоялось по инициативе научной интеллигенции
Северной Осетии. С большими почестями при стечении огромного количества искренне сопережи-
вавших людей он был похоронен в пантеоне Осетинской церкви. Этот факт является лучшим под-
тверждением признания выдающегося вклада ученого, педагога и подлинного интеллигента в разви-
тие осетинской культуры.
Алборов Борис Андреевич (24.04.1886, с. Ольгинское – 1968, г. Владикавказ), первый советский
профессор на Северном Кавказе, ученый-осетиновед, поэт, драматург, собиратель и исследователь
осетинского фольклора, общественный деятель, организатор и первый директор Северо-Осетинского
института гуманитарных и социальных исследований им. В. Абаева.
Родился в многодетной семье малоземельных крестьян. С детства приобщился к осетинскому
фольклору и нартскому эпосу. Окончил церковно-приходскую школу в селе Ольгинское. В 1906 окон-
чил училище во Владикавказе.
1910 г. ознаменовался для Бориса Алборова двумя радостными событиями. Весной он успешно
выдержал экзамен на аттестат зрелости при Владикавказской классической гимназии, а осенью посту-
пил на историко-филологический факультет Киевского университета. После окончания университета
надеялся работать учителем русского и осетинского языка в Осетии, но был назначен преподавате-
лем русского языка в Винницком реальном училище Каменец-Подольской области. А весной 1917-го
перебрался на Кавказ, куда все время рвалась его душа, и начал преподавать русский язык и словес-
ность в Моздокском реальном училище. С этого времени всю свою кипучую энергию Алборов отда-
вал культурно-просветительной работе. В это время он – член Северо-Осетинского училищного сове-