Page 128 - 100_names
P. 128

127





                                               учных  публикаций  фольклора  (серия  «Памятники  народного
                                               творчества  осетин»),  активный  организатор  просвещения  в
                                               Осетии в 20-30-е годы.
                                                    Родился  в  семье  учителя.  Учился  во  Владикавказском
                                               реальном  училище,  в  школьные  годы  самостоятельно  по-
                                               знакомился с трудами В. Б. Пфафа и В.Ф. Миллера и овла-
                                               дел осетинской грамотой. Он по праву считал себя в области
                                               народной словесности одним из учеников В.Ф. Миллера: им
                                               был  собран  ценный  фольклорный  материал,  составлен  спи-
                                               сок осетинских слов с переводом на русский язык для словаря
                                               В.Ф. Миллера, написана статья «Об ударении в осетинском
                                               (дигорском) языке».
                                                    Во Владикавказском реальном училище был назначен би-
                                               блиотекарем классной библиотеки, которая помещалась в стен-
                                               ном шкафу. В нем оказались не только произведения русских
                                               писателей, но и большая кавказоведческая литература: «Осе-
                                               тинские этюды» В. Mиллера, «Сборник сведений о кавказских
                                               горцах», «Сборник сведений о Кавказе», «Сборник материалов
                                               для описания местностей и племен Кавказа». Эта литература
          дала ему возможность приобщиться к истории и фольклору соседних народов – грузин, армян, чечен-
          цев, ингушей, кабардинцев – и познакомила с именами представителей осетинской интеллигенции,
          которые собирали памятники народного творчества осетин и публиковали их в кавказских изданиях:
          Б. Гатиев, Гацыр, Гуцыр и Джантемир Шанаевы, А. Кайтмазов, Ф. Такоев и другие. Это утвердило
          его, ученика реального училища, в мысли о том, что собирание фольклора дело нужное и важное, и
          привело к решению незамедлительно приступить к нему. Не умея писать по-осетински (ни в началь-
          ной школе, ни в училище осетинский язык не изучали) Г. А. Дзагуров самостоятельно, по первому
          выпуску «Осетинских этюдов» В. Миллера и по сборнику стихов Б. Гурджибети выучился осетин-
          ской орфографии. В шестнадцатилетнем возрасте он записал первые осетинские сказки. В 1920 г.
          Г. Дзагуров составил программу для собирания народной словесности, которая и сегодня не потеряла
          своего научного значения. Опубликованная в 1926 г. и разосланная по школам Осетии, она служила
          хорошим руководством для учителей и для учащихся старших классов. После окончания училища
          поступил на филологический факультет Харьковского университета (окончил в 1912 г. с дипломом
          первой степени). В 1912–1917 гг. был учителем русского языка и словесности в Верхнеудинском ре-
          альном училище.
               В 1919 г. был одним из основателей и первым председателем (позднее – секретарем) Осетинского
          историко-филологического общества (с 1925 г. – Северо-Осетинский НИИ краеведения). В январе
          1919 г. опубликовал в газете «Горская жизнь» (№ 15 от 20 января 1919 г.) статью, где отстаивал необ-
          ходимость создания «Общества любителей осетинской народной словесности» и привел проект его
          устава, однако в ходе последовавших дискуссий осетинской интеллигенции было решено расширить
          его задачи, в результате чего общество стало «историко-филологическим». Избран первым (времен-
          ным) председателем Осетинского историко-филологического общества на учредительном собрании
          25 апреля 1919 г. в Осетинской учительской семинарии.
               В 1920 г. стал первым руководителем Главного архивного управления по Терской области. В
          середине 1920-х годов руководил Северо-Осетинским облоно и выступал за национализацию началь-
          ного образования в Северной Осетии. Также был одним из инициаторов перехода осетинского языка
          на латинскую графику в работе «Новая осетинская графика на латинской основе» приводил доводы в
          пользу такого перехода.
               В 1930-е годы работал на историко-литературном отделении Северо-Осетинского научно-иссле-
          довательского института.
               В 1938 г. необоснованно репрессирован, в следующем году военным трибуналом СКВО приго-
          ворен к 15 годам ИТЛ (проходил по одному делу с. Б.А. Алборовым). В лагерях использовал любую
          возможность для собирания фольклора. В 1942 г. в лагере г. Дзауджикау Г.А. Дзагуров записал произ-
          ведения осетинского, грузинского, ингушского фольклора (800 листов). Будучи в лагере инвалидов в
   123   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133