Page 128 - 100_names
P. 128
127
учных публикаций фольклора (серия «Памятники народного
творчества осетин»), активный организатор просвещения в
Осетии в 20-30-е годы.
Родился в семье учителя. Учился во Владикавказском
реальном училище, в школьные годы самостоятельно по-
знакомился с трудами В. Б. Пфафа и В.Ф. Миллера и овла-
дел осетинской грамотой. Он по праву считал себя в области
народной словесности одним из учеников В.Ф. Миллера: им
был собран ценный фольклорный материал, составлен спи-
сок осетинских слов с переводом на русский язык для словаря
В.Ф. Миллера, написана статья «Об ударении в осетинском
(дигорском) языке».
Во Владикавказском реальном училище был назначен би-
блиотекарем классной библиотеки, которая помещалась в стен-
ном шкафу. В нем оказались не только произведения русских
писателей, но и большая кавказоведческая литература: «Осе-
тинские этюды» В. Mиллера, «Сборник сведений о кавказских
горцах», «Сборник сведений о Кавказе», «Сборник материалов
для описания местностей и племен Кавказа». Эта литература
дала ему возможность приобщиться к истории и фольклору соседних народов – грузин, армян, чечен-
цев, ингушей, кабардинцев – и познакомила с именами представителей осетинской интеллигенции,
которые собирали памятники народного творчества осетин и публиковали их в кавказских изданиях:
Б. Гатиев, Гацыр, Гуцыр и Джантемир Шанаевы, А. Кайтмазов, Ф. Такоев и другие. Это утвердило
его, ученика реального училища, в мысли о том, что собирание фольклора дело нужное и важное, и
привело к решению незамедлительно приступить к нему. Не умея писать по-осетински (ни в началь-
ной школе, ни в училище осетинский язык не изучали) Г. А. Дзагуров самостоятельно, по первому
выпуску «Осетинских этюдов» В. Миллера и по сборнику стихов Б. Гурджибети выучился осетин-
ской орфографии. В шестнадцатилетнем возрасте он записал первые осетинские сказки. В 1920 г.
Г. Дзагуров составил программу для собирания народной словесности, которая и сегодня не потеряла
своего научного значения. Опубликованная в 1926 г. и разосланная по школам Осетии, она служила
хорошим руководством для учителей и для учащихся старших классов. После окончания училища
поступил на филологический факультет Харьковского университета (окончил в 1912 г. с дипломом
первой степени). В 1912–1917 гг. был учителем русского языка и словесности в Верхнеудинском ре-
альном училище.
В 1919 г. был одним из основателей и первым председателем (позднее – секретарем) Осетинского
историко-филологического общества (с 1925 г. – Северо-Осетинский НИИ краеведения). В январе
1919 г. опубликовал в газете «Горская жизнь» (№ 15 от 20 января 1919 г.) статью, где отстаивал необ-
ходимость создания «Общества любителей осетинской народной словесности» и привел проект его
устава, однако в ходе последовавших дискуссий осетинской интеллигенции было решено расширить
его задачи, в результате чего общество стало «историко-филологическим». Избран первым (времен-
ным) председателем Осетинского историко-филологического общества на учредительном собрании
25 апреля 1919 г. в Осетинской учительской семинарии.
В 1920 г. стал первым руководителем Главного архивного управления по Терской области. В
середине 1920-х годов руководил Северо-Осетинским облоно и выступал за национализацию началь-
ного образования в Северной Осетии. Также был одним из инициаторов перехода осетинского языка
на латинскую графику в работе «Новая осетинская графика на латинской основе» приводил доводы в
пользу такого перехода.
В 1930-е годы работал на историко-литературном отделении Северо-Осетинского научно-иссле-
довательского института.
В 1938 г. необоснованно репрессирован, в следующем году военным трибуналом СКВО приго-
ворен к 15 годам ИТЛ (проходил по одному делу с. Б.А. Алборовым). В лагерях использовал любую
возможность для собирания фольклора. В 1942 г. в лагере г. Дзауджикау Г.А. Дзагуров записал произ-
ведения осетинского, грузинского, ингушского фольклора (800 листов). Будучи в лагере инвалидов в