Page 127 - 100_names
P. 127
126
та, председатель учительского союза по Моздокскому району,
председатель культурно-просветительного общества «Рухс».
Хорошо понимая значение родного языка, Борис Андреевич
добивается введения преподавания осетинского языка для
учащихся-осетин в Моздокских средних учебных заведениях.
Б.А. Алборов активно участвовал в организации во Владикав-
казе Политехнического института, преобразованного впослед-
ствии в сельскохозяйственный институт, Горского централь-
ного архивного управления, а также Горского педагогического
института (ныне – Северо-Осетинский государственный уни-
верситет имени К. Л. Хетагурова), который возглавил в 1922 г.,
одновременно являясь заместителем наркома просвещения
Горской республики. Будучи заведующим Владикавказского
(осетинского) округа, организовал два учительских съезда в
1920 и 1921 гг., педагогические курсы, первые осетинские хор
и драматическую группу, наладил научную запись текстов осе-
тинского фольклора. В 1924 г. утвержден в звании профессора.
Б.А. Алборов – член Совета Ассоциации горских краевед-
ческих организаций, член-корреспондент центрального бюро
краеведения и член Русского общества естествознания, археологии и этнографии. В 1927–1934 гг. –
руководитель нескольких «научных экспедиций аспирантов и студентов Северо-Осетинских педагоги-
ческого и научно-исследовательского институтов в разные ущелья Осетии и в Моздокский район для
сбора этнолого-лингвистического и фольклорного материала и для привития участникам навыка сбора
народного фольклора. Этими экспедициями собран ценнейший материал, произведены записи уникаль-
ных текстов осетинских народных песен и первобытных народных молитвословий на валиках фоно-
графа, переведенных затем на бумагу мной. Сделаны зарисовки памятников древности и быта осетин.
В первые годы советской власти, с 1918 по 1920 г., Борис Алборов – преподаватель осетинского
и русского языков и литературы в Северо-Осетинской учительской семинарии во Владикавказе. Он
один из тех, кто осуществил преобразование осетинской второклассной женской учительской школы
в нормальную учительскую семинарию для юношей и девушек, будучи преподавателем которой он
организовал кабинет осетиноведения и библиотеку.
В 1934–1935 гг. он находился в научной командировке в Сталинабаде Таджикской ССР для изу-
чения ягнобского языка. В ходе почти двухгодовой работы собрал материалы по ягнобскому, шугнан-
скому, язгулемскому, ваханскому, ишкашимскому, сарыкольскому и языкам фарси. Во время научной
командировки в Сталинабаде Б.А. Алборов исполнял обязанности заведующего учебной частью, а
также ректора Таджикского педагогического университета.
В 1938 г. осужден на 8 лет по обвинению в причастности к контрреволюционной организации.
Отбывал срок в г. Ивдель. Пребывая в местах заключения, Борис Алборов написал около 40 работ по
лингвистической тематике.
После возвращения во Владикавказ проживал до 1966 г. в доме № 26 на проспекте Мира, потом в
1967–1968 гг. – в доме № 2 на улице Набережной (современная улица Тхапсаева).
Его творческое наследие многогранно. Это и научные труды по языкознанию, фольклору, этно-
графии, топонимике, истории культуры Осетии, это и пьесы, и стихи, которые писал совсем юный
Борис Алборов, будучи еще учащимся городского Николаевского училища во Владикавказе.
Пьесы Алборова ставились на самодеятельной сцене в с. Ольгинское. Стихотворения Алборова
«Думы жениха» и «Думы девушки» были некогда настолько популярны в народе, что в рукописях
расходились по рукам, заучивались наизусть совершенно безграмотными юношами и девушками и
передавались ими как народные сказания.
Похоронен на Осетинском кладбище во Владикавказе.
Дзагуров Губади (Григорий) Алексеевич (25.01.1888, г. Дигора – 1979, г. Владикавказ), уче-
ный-осетиновед, фольклорист, литературовед, педагог, один из организаторов первого научного уч-
реждения на Северном Кавказе – Осетинского историко-филологического общества, инициатор на-