Page 130 - 100_names
P. 130
129
диссертации на местном материале». С 1948 по 1952 г. она работала в Южной Осетии; в 1948 г. руко-
водила совместной экспедицией ГЭ и Юго-Осетинского музея краеведения, производившей археоло-
гические разведки в Джавском районе ЮО АО.
В апреле 1952 г. Е.Г. Пчелина вышла на пенсию. Последние 20 лет своей жизни она была занята
систематизацией накопленных материалов, а также проводила новые экспедиционные работы, оформ-
ляя временное трудоустройство в Республиканском краеведческом музее Северной Осетии, где также
приводила в порядок коллекции. Небольшой промежуток 1963–1965 гг. был отмечен экспедиционной
активностью, возобновлением полевых исследований, включая и проведение археологических раско-
пок, в том числе и в упомянутой Нузальской часовне.
В ноябре 1972 г., не завершив подготовку большинства основных работ, Е.Г. Пчелина скончалась.
Наследие Е.Г. Пчелиной содержит не только рукописные материалы, но и фотоиллюстративные
и вещевые коллекции, собранные в 1930-е гг. и в настоящее время рассредоточенные в разных учреж-
дениях страны. Так, известно о 44 предметах, собранных преимущественно в Южной Осетии и пере-
данных Е.Г. Пчелиной в Центральный антирелигиозный музей. Их дальнейшую судьбу следует еще
уточнять. Что касается двух предметов, хранящихся в собрании РЭМ – кресла старика-главы семьи и
чаши для пива, то они были переданы в музей в 1959 г. самой Е.Г. Пчелиной и на сегодняшний день
являются единственными предметами, характеризующими культуру и быт южных осетин.
В 2013 г. во Владикавказе увидело свет посмертное издание сборника работ Пчелиной «Ossetica:
избранные труды по истории, этнографии и археологии осетинского народа». К сожалению, в него не
вошли известные в рукописи, но не опубликованные до сих пор, работы историка «Охотничьи обычаи
осетин по археологическим, этнографическим и мифологическим источникам», «Родовые группы и
их ответвления у осетин. Расселения осетин по ущельям Северной и Южной Осетии» и другие. Также
остаются неисследованными обширные архивы исследовательницы, хранящиеся в Санкт-Петербурге.
Кокиев Георгий (Батако) Александрович (Фацбаевич)
(04.04.1896, г. Дигора – 28.03.1954), крупнейший специалист
в области этнографического кавказоведения, осетиноведения,
истории и культуры народов Северного Кавказа, доктор исто-
рических наук, научный сотрудник Института этнографии АН
СССР, профессор исторического факультета МГУ им. М.В. Ло-
моносова.
Родился в селении Вольно-Христиановское (ныне г. Ди-
гора) Владикавказского округа Терской области Российской
империи. В 1915 г. при содействии известных и авторитетных
просветителей из Вольно-Христиановского Георгий Кокиев
сдал экзамены в Ардонской духовной семинарии на звание
учителя начальной школы. Получив документ, который давал
ему возможность работать, он стал в 1917 г. учителем началь-
ных училищ Балкарии и Северной Осетии. Уже в те годы в нем
проявился талант прекрасного педагога с ораторским искус-
ством.
В годы Гражданской войны на Северном Кавказе Георгий
Александрович не задумываясь примкнул к красным партиза-
нам и с оружием в руках сражался против Добровольческой армии генерала А.И. Деникина.
После окончания войны Георгий Александрович поступил в Московский археологический ин-
ститут, который окончил с отличными показателями в 1923 г. В те годы только единицы из Осетии,
так же как из других малочисленных народов Северного Кавказа, окончили высшие учебные заведе-
ния в Москве. Молодой специалист устроился преподавателем истории в средних школах № 24 и 39
Краснопресненского района столицы Советского государства. В 1925 г. поступил в аспирантуру Науч-
но-исследовательского института народов Востока Российской ассоциации НИИ общественных наук
(РАНИОН). Обучение в аспирантуре проходило по плану, разработанному молодым исследователем.
По окончании в 1929 г. аспирантуры по специальности «история и этнография» перед Г.А. Кокиевым
открылись большие возможности в научно-исследовательской работе.
17 Сто имён