Page 161 - 100_names
P. 161
160
Искусство Едзиева не несет в себе ничего лишнего и противоестественного, оно открытое и бес-
хитростное в восприятии жизни такой, какая она есть. Наглядным примером тому стал один из экспо-
натов выставочного проекта – автопортрет из розового гранита, датированный 1943 г.
Автор замечательных скульптурных работ, Едзиев всегда работал в традициях народного искус-
ства. В своих работах – будь то палки, чаши, надгробия – Едзиев всегда близок к народу, к его творче-
ству. Он не только знал и любил, но и изучал народное творчество, сохранял и развивал его традиции,
оберегал их чистоту. Мотивы народного искусства всегда оказывали большое воздействие на твор-
чество Едзиева, и, в свою очередь, его творчество стало нерасторжимой частью искусства народа. В
начале XX века вокруг него сложилась группа ваятелей, объединившая и учеников, и художников, ра-
ботавших независмо от Сосланбека Едзиева, но под его влиянием. Из круга его учеников, в частности,
вышел классик советской скульптуры Сосланбек Тавасиев.
Одна из главных скульптур Едзиева – «Скорбящий ангел». Скульптура является символом хри-
стианства, которая олицетворяет собой духовность, божественность на земле, а крылья ангела симво-
лизируют защиту и полноту жизни.
В 2010 г. к 150-летию со дня рождения Сосланбека Едзиева во Владикавказе появилось граффити
с изображением скульптора. Арт-объект расположен по улице Тхапсаева, напротив Национального те-
атра оперы и балета. А в 2022 г. к 1100-летию крещения Алании в Москве состоялась выставка работ
Сосланбека Едзиева.
Тавасиев Сосланбек Дафаевич (25.12.1894, аул Фаснал
Терской области – 10.4.1974, Москва), скульптор. Народный ху-
дожник Северо-Осетинской (1955) и Башкирской (1967) АССР.
Лауреат Государственной премии СССР (1970). Член Союза ху-
дожников СССР (1935). Участник Гражданской войны.
Начальное образование получил в г. Алагире, затем учил-
ся во Владикавказской гимназии. В возрасте 20 лет его при-
звали в царскую армию, в осетинский батальон. Боевая био-
графия Тавасиева насыщена событиями Гражданской войны.
Он поднимал бедноту на борьбу за свои права, организовывал
мусульманские партизанские отряды, руководил красными от-
рядами, освобождавшими Кисловодск от белоказачьих форми-
рований Шкуро. За участие в Гражданской войне Сосланбек
Тавасиев был награжден орденом Боевого Красного Знамени и
всю жизнь хранил боевую шашку и кинжал.
После Гражданской войны Сосланбек Тавасиев начал ри-
совать, работал в скульптуре, принимал участие в выставках
местных художников. В 1924 г. состоялась его первая персо-
нальная выставка во Владикавказе. Был направлен на учебу в
Ленинградский высший художественно-технический институт, бывшую Российскую Академию худо-
жеств, окончил с отличием факультет скульптуры. В 1927 г. Сосланбек Дафаевич стал работать там
ассистентом кафедры истории материальной культуры. В 1928 г. переехал в Москву. Много работал.
Участвовал в выставках АХРР (Ассоциации художников революционной России), в выставке к 10-ле-
тию Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В 1939 г. стал членом Союза художников СССР.
С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, семья Сосланбека Тавасиева была эваку-
ирована в башкирское село Стерлибашево. Затем они переехали в Уфу, жили в Доме специалистов,
позже проживали там, где сегодня располагается дом № 74 по улице Ленина. В 1941–1942 гг. Сослан-
бек Дафаевич был ответственным секретарем Уфимского городского отделения Союза художников. В
Башкирии Тавасиев прожил с 1941 по 1946 г.
Имя Тавасиева связано с формированием и развитием осетинского изобразительного искусства и
художественной культуры Башкортостана. В своем творчестве он пытался отразить темы революции,
Гражданской и Великой Отечественной войн. Работы Тавасиева находятся в фондах Русского музея и
Третьяковской галереи. Широкую известность получили его скульптурные работы Герою Советского
Союза И.А. Плиеву (бронза, 1953), поэту Коста Хетагурову (бронза, 1955, оба – во Владикавказе).