Page 160 - 100_names
P. 160
159
и динамичность образов особенности ярко проявились в иллюстрациях «Осетинских нартских сказа-
ний» в переводе Ю.Н. Либединского и собрании сочинений К.Л. Хетагурова.
В 1926–1930 гг. М.С. Туганов преподавал рисунок и руководил художественным кружком в Пе-
дагогическом техникуме города Орджоникидзе. На протяжении всей жизни вел активную исследова-
тельскую работу.
В 1930 г. – М. Туганов переехал в Южную Осетию, где организовал художественную и нацио-
нальную картинную галерею при Музее краеведения, являлся главным художником Юго - Осетинско-
го государственного драматического театра, преподавал.
Не менее значительной была его работа по собиранию экспонатов для осетинского Национально-
го художественного музея Северной Осетии задолго до его официального открытия в 1939 г. 25 февра-
ля 1935 г. отделом графики ГРМ «представителю Осетинского музея т. Туганову М.» были переданы
рисунки Бенуа, Гагарина, Горшельта, Бойкова, альбом «Кавказ», гравюры и литографии. Всего 76
наименований. Материалы были благополучно доставлены и в будущем украсили вновь открывшу-
юся картинную галерею, а впоследствии Республиканский художественный музей СОАССР. На про-
тяжении всей творческой жизни М.С. Туганов был активным участником художественных выставок.
Последние годы жизни художник жил в Северной Осетии и после смерти (1952) был похоронен в
Некрополе Осетинской церкви во Владикавказе, возведенной по личному распоряжению Екатерины II.
В честь Махарбека Туганова назван Северо-Осетинский республиканский художественный музей
во Владикавказе, Художественное училище в Цхинвале. В родовом селе Дур-Дур есть Дом-музей Туга-
нова. Его именем названы улицы в городах Беслан, Дигора, Цхинвал и селе Дур-Дур.
В 2010 г. перед входом в здание Союза художников республики во Владикавказе установили па-
мятник Махарбеку Туганову. Автор Вячеслав Тавасиев.
Едзиев Сосланбек Михайлович (1865–1953), основопо-
ложник осетинской скульптуры и один из значимых предста-
вителей наивного искусства. Имя Сосланбека Едзиева стоит
в одном ряду с творцами осетинской культуры. Он предтеча
современной национальной скульптуры, во всех ее формах:
мемориальной, станковой, монументальной, декоративной.
Его работы спустя годы не перестают терять актуальность, а
творчеством восхищаются знатоки и любители по всему миру.
Заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР. На-
родный художник Осетии. Его называют художником-прими-
тивистом, талантливым скульптором-самоучкой.
С. Едзиев родился в отдаленном горном селении Ход. Ре-
бенком научился грамоте, юношей уехал в селение Садон. Со-
сланбек унаследовал от своего отца профессию каменщика и
от него же получил первые навыки в строительстве. В течение
продолжительного времени работал каменщиком и штукату-
ром, в свободное от работы время выполнял заказы сельчан,
надгробные стелы. Осетины, как правило, заказывали запечат-
леть на надгробиях мужчин в боевых доспехах, а женщин – в
окружении бытовых вещей. Начинал с вертикальных надгробий. Был одним из первых художников,
кто заменил традиционный каменный обелиск-сырт на портретное надгробие. Постепенно стал из-
вестным в округе мастером.
Знакомство с изобразительным искусством случилось благодаря соприкосновению с религиоз-
ной живописью в храмах Осетии. Так, на многих цыртах, а в дальнейшем в декоративной и станковой
пластике встречаются излюбленные темы художника: «Голгофа» и «Чудо св. Георгия о змии».
В юношеском возрасте, на рубеже XIX–XX веков, Едзиев, по свидетельству знавших его людей,
побывал в Тифлисе, где прибился к группе побельщиков и каменотесов, где, возможно, он и получил
первые навыки своей будущей специальности. Истосковавшись по родине, в 1903 г. Едзиев возвра-
щается в Северную Осетию и поселяется в Карман-Синдзикау, где продолжил свою работу. Выстроил
себе дом, на стенах его выполнил различные барельефы.