Page 160 - 100_names
P. 160

159





          и динамичность образов особенности ярко проявились в иллюстрациях «Осетинских нартских сказа-
          ний» в переводе Ю.Н. Либединского и собрании сочинений К.Л. Хетагурова.
               В 1926–1930 гг. М.С. Туганов преподавал рисунок и руководил художественным кружком в Пе-
          дагогическом техникуме города Орджоникидзе. На протяжении всей жизни вел активную исследова-
          тельскую работу.
               В 1930 г. – М. Туганов переехал в Южную Осетию, где организовал художественную и нацио-
          нальную картинную галерею при Музее краеведения, являлся главным художником Юго - Осетинско-
          го государственного драматического театра, преподавал.
               Не менее значительной была его работа по собиранию экспонатов для осетинского Национально-
          го художественного музея Северной Осетии задолго до его официального открытия в 1939 г. 25 февра-
          ля 1935 г. отделом графики ГРМ «представителю Осетинского музея т. Туганову М.» были переданы
          рисунки Бенуа, Гагарина, Горшельта, Бойкова, альбом «Кавказ», гравюры и литографии. Всего 76
          наименований. Материалы были благополучно доставлены и в будущем украсили вновь открывшу-
          юся картинную галерею, а впоследствии Республиканский художественный музей СОАССР. На про-
          тяжении всей творческой жизни М.С. Туганов был активным участником художественных выставок.
               Последние годы жизни художник жил в Северной Осетии и после смерти (1952) был похоронен в
          Некрополе Осетинской церкви во Владикавказе, возведенной по личному распоряжению Екатерины II.
               В честь Махарбека Туганова назван Северо-Осетинский республиканский художественный музей
          во Владикавказе, Художественное училище в Цхинвале. В родовом селе Дур-Дур есть Дом-музей Туга-
          нова. Его именем названы улицы в городах Беслан, Дигора, Цхинвал и селе Дур-Дур.
               В 2010 г. перед входом в здание Союза художников республики во Владикавказе установили па-
          мятник Махарбеку Туганову. Автор Вячеслав Тавасиев.

                                                    Едзиев Сосланбек Михайлович (1865–1953), основопо-
                                               ложник осетинской скульптуры и один из значимых предста-
                                               вителей  наивного  искусства.  Имя  Сосланбека  Едзиева  стоит
                                               в одном ряду с творцами осетинской культуры. Он предтеча
                                               современной  национальной  скульптуры,  во  всех  ее  формах:
                                               мемориальной,  станковой,  монументальной,  декоративной.
                                               Его работы спустя годы не перестают терять актуальность, а
                                               творчеством восхищаются знатоки и любители по всему миру.
                                               Заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР. На-
                                               родный художник Осетии. Его называют художником-прими-
                                               тивистом, талантливым скульптором-самоучкой.
                                                    С. Едзиев родился в отдаленном горном селении Ход. Ре-
                                               бенком научился грамоте, юношей уехал в селение Садон. Со-
                                               сланбек унаследовал от своего отца профессию каменщика и
                                               от него же получил первые навыки в строительстве. В течение
                                               продолжительного  времени  работал  каменщиком  и  штукату-
                                               ром, в свободное от работы время выполнял заказы сельчан,
                                               надгробные стелы. Осетины, как правило, заказывали запечат-
                                               леть на надгробиях мужчин в боевых доспехах, а женщин – в
          окружении бытовых вещей. Начинал с вертикальных надгробий. Был одним из первых художников,
          кто заменил традиционный каменный обелиск-сырт на портретное надгробие. Постепенно стал из-
          вестным в округе мастером.
               Знакомство с изобразительным искусством случилось благодаря соприкосновению с религиоз-
          ной живописью в храмах Осетии. Так, на многих цыртах, а в дальнейшем в декоративной и станковой
          пластике встречаются излюбленные темы художника: «Голгофа» и «Чудо св. Георгия о змии».
               В юношеском возрасте, на рубеже XIX–XX веков, Едзиев, по свидетельству знавших его людей,
          побывал в Тифлисе, где прибился к группе побельщиков и каменотесов, где, возможно, он и получил
          первые навыки своей будущей специальности. Истосковавшись по родине, в 1903 г. Едзиев возвра-
          щается в Северную Осетию и поселяется в Карман-Синдзикау, где продолжил свою работу. Выстроил
          себе дом, на стенах его выполнил различные барельефы.
   155   156   157   158   159   160   161   162   163   164   165