Page 162 - 100_names
P. 162
161
Наиболее известной работой Сосланбека Тавасиева является памятник Салавату Юлаеву в Уфе
– самая крупная конная статуя в нашей стране и Европе. Над ним скульптор работал более 30 лет. Ар-
хитектором монумента стал Исмагил Гайнутдинов. 17 ноября 1967 г. памятник Салавату Юлаеву был
торжественно открыт, а через три года Сосланбеку Дафаевичу присудили Государственную премию
СССР за эту выдающуюся работу. Ныне изображение памятника национальному герою стало самым
узнаваемым брендом Башкортостана, визитной карточкой Уфы, вошло в состав государственного гер-
ба республики.
Награжден Сосланбек Тавасиев орденами Красного Знамени (1927, 1967), Трудового Красного
Знамени (1958,1968) и золотой медалью Академии художеств СССР.
Его именем названа художественная школа во Владикавказе.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Известными художниками являются его дети
и внуки.
Хохов Аслан-Гирей Знаурович (03.10.1894, пос. Мизур
– 1965), советский осетинский художник-график, один из вы-
дающихся мастеров осетинского графического искусства. За-
служенный деятель искусств Северо-Осетинской АССР.
Аслан-Гирей Хохов – первый осетинский художник, по-
лучивший профессиональное образование в Академии худо-
жеств. Первое время Аслан-Гирей занимался сбором мате-
риалов по прикладному искусству осетинского народа. Сбор
информации дал возможность Хохову издать в 1932 г. первую
часть работы «Осетинский орнамент». В 30-х годах Хохов со-
здал большое количество пейзажей, портретов, композиций на
темы труда.
В 1960 г. работы Аслан-Гирея были представлены на мас-
штабной выставке осетинского изобразительного искусства в
зале Академии художеств СССР в Москве. За это художник
был удостоен ордена «Знак Почета». В 1924–1927 гг. обучался
во ВХУТЕИНе по графическому факультету. Дипломная ра-
бота – офорты «Рабфак», «Рабфак в общежитии» и «Рабфако-
вец-горец».
По возвращении из Ленинграда исследовал осетинское орнаментальное наследие: ездил по се-
лам и аулам, изучал орнаменты в церквях, на надгробных плитах и в башнях. Результатом этой работы
стало издание в 1932 г. первой части книги «Осетинский орнамент».
В 1930-х гг. Хохов создал ряд пейзажных и сюжетных листов, которые он объединил в серию
«Моя Родина». Они были высоко оценены Максимом Горьким и Роменом Ролланом; выполнил для
Северо-Осетинского музея краеведения серию графических листов на историческую тему, в том чис-
ле «Смерть Муссы Кундухова» (1931), в котором художник отобразил драматический эпизод в период
коллективизации сельского хозяйства в Осетии.
В 1940-х гг. он создал ряд офортов и рисунков, посвященных Великой Отечественной войне,
таких как «Гизельская трагедия», в котором показана одна из улиц с. Гизель, после бомбежки. В эти
годы Хохов был избран председателем Правления Союза художников Северо-Осетинской АССР.
В 1948 г. издал обширный альбом образцов осетинского орнаментального искусства.
В 1960 г. работы Хохова были представлены на масштабной выставке осетинского изобразитель-
ного искусства в залах Академии художеств СССР в ходе декады осетинского искусства и литературы
в Москве, за что художник был удостоен ордена «Знак Почета» (1960).
Дзантиев Инал Умарович (1908, г. Владикавказ – 1964, г. Владикавказ). Скульптор. Принад-
лежит к славной династии осетинских художников Дзантиевых. Работал в жанровой, портретной и
монументальной пластике.
Первые работы выполнил под непосредственным наблюдением старшего брата – известного
скульптора Давида Дзантиева. Две статуэтки – «Горец, переходящий через перевал» и «Чабан с ота-
21 Сто имён