Page 163 - 100_names
P. 163
162
рой овец» – были показаны 25 июля 1928 г. Максиму Горькому,
находившемуся во Владикавказе. Писатель похвалил молодого
скульптора за убедительную передачу чувств героев и пред-
ложил ему поступать в Академию художеств, обещая свою
помощь.
Инал Дзантиев учился в Ленинградской Академии ху-
дожеств (1930–1931 гг.). Работа над образом Коста стала од-
ной из основных тем в монументальной скульптуре Инала
Дзантиева. Его памятники поэту установлены в г. Цхинвале,
в пос. Мизур, в с. Коста-Хетагурово (Карачаево-Черкесия);
изготовлена большая бронзовая юбилейная медаль в честь
100-летия со дня рождения К. Хетагурова. Созданы «Пор-
трет брата Даута» (1934), «Трудящиеся Осетии приветствуют
конституцию» (1937), «Моя республика» (1938), «Плавный
танец» и др.
В начале 30-х годов И.У. Дзантиев был директором Респу-
бликанского краеведческого музея. А в 1939-ом стал первым
председателем Союза художников Северной Осетии.
В 1937 г. французская газета «Le jornal de Moscou», изда-
вавшаяся в России, поместила материал о добившемся больших успехов Инале Дзантиеве.
Джанаев Азанбек Васильевич (14.05.1919, г. Владикав-
каз – 1989, г. Владикавказ), советский художник-живописец,
график, скульптор, сценограф и режиссер. Заслуженный ху-
дожник РСФСР (1960), народный художник РСФСР (1984),
заслуженный деятель искусств СОАССР (1957), лауреат Госу-
дарственной премии СОАССР им. К.Л. Хетагурова (1986).
В постоянно развивающемся искусстве Северной Осетии
творчество А.В. Джанаева занимает особое место. Творческий
талант Азанбека выявился уже в детском возрасте. В блокно-
тах на клочках бумаги он пытается исполнить зарисовки лю-
дей, пейзажи. Незаурядные творческие способности юноши
отчетливо проявились в его ранних карандашных композициях
«В храм на молебен» и «Нарты» (1937). Уже в эти годы фан-
тазия молодого художника пытается оживить образы героиче-
ских легендарных предков.
В пятнадцать лет, окончив неполную среднюю школу,
Джанаев поступает в педагогический техникум. Осенью 1937 г.
Джанаев, не колеблясь, отпраляется в Ленинград и поступает в
шестой класс средней художественной школы при Всероссий-
ской академии художеств. Но все неожиданно омрачается его болезнью. Джанаев вынужден вернуться
домой. Однако он не перестает работатать, и к выставке самодеятельных художников в феврале 1939 г.
в Moскве подготавливает полотно, выполненное маслом, «Батумская демонстрация 1902 года». Джа-
наеву была присуждена одна из первых премий.
В том же 1939 г. Джанаев поступает на второй курс Центрального художественно-промышленно-
го училища, но ярко выраженный прикладной профиль учебы заставляет его в октябре 1940 г. вновь
ехать в Ленинград и поступать теперь уже в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всерос-
сийской академии художеств на подготовительный курс живописного отделения. Талант и необы-
чайная работоспособность Джанаева позволяют ему через полгода перевестись на первый курс этого
отделения.
Летом 1941 г. он пешком с этюдником за плечами отправляется через перевал в Южную Осетию.
Отныне содержание работ Джанаева будет прямо или косвенно, но всегда связано с краем горных
хребтов, с жизнью и трудом его обитателей. В горах застает его известие о войне. Два с половиной