Page 163 - 100_names
P. 163

162





                                                   рой овец» – были показаны 25 июля 1928 г. Максиму Горькому,
                                                   находившемуся во Владикавказе. Писатель похвалил молодого
                                                   скульптора за убедительную передачу чувств героев и пред-
                                                   ложил  ему  поступать  в  Академию  художеств,  обещая  свою
                                                   помощь.
                                                        Инал  Дзантиев  учился  в  Ленинградской  Академии  ху-
                                                   дожеств (1930–1931 гг.). Работа над образом Коста стала од-
                                                   ной  из  основных  тем  в  монументальной  скульптуре  Инала
                                                   Дзантиева. Его памятники поэту установлены в г. Цхинвале,
                                                   в  пос.  Мизур,  в  с.  Коста-Хетагурово  (Карачаево-Черкесия);
                                                   изготовлена  большая  бронзовая  юбилейная  медаль  в  честь
                                                   100-летия  со  дня  рождения  К.  Хетагурова.  Созданы  «Пор-
                                                   трет брата Даута» (1934), «Трудящиеся Осетии приветствуют
                                                   конституцию»  (1937),  «Моя  республика»  (1938),  «Плавный
                                                   танец» и др.
                                                        В начале 30-х годов И.У. Дзантиев был директором Респу-
                                                   бликанского краеведческого музея. А в 1939-ом стал первым
                                                   председателем Союза художников Северной Осетии.
                                                        В 1937 г. французская газета «Le jornal de Moscou», изда-
              вавшаяся в России, поместила материал о добившемся больших успехов Инале Дзантиеве.

                                                        Джанаев Азанбек Васильевич (14.05.1919, г. Владикав-
                                                   каз  –  1989,  г.  Владикавказ),  советский  художник-живописец,
                                                   график,  скульптор,  сценограф  и  режиссер.  Заслуженный  ху-
                                                   дожник  РСФСР  (1960),  народный  художник  РСФСР  (1984),
                                                   заслуженный деятель искусств СОАССР (1957), лауреат Госу-
                                                   дарственной премии СОАССР им. К.Л. Хетагурова (1986).
                                                        В постоянно развивающемся искусстве Северной Осетии
                                                   творчество А.В. Джанаева занимает особое место. Творческий
                                                   талант Азанбека выявился уже в детском возрасте. В блокно-
                                                   тах на клочках бумаги он пытается исполнить зарисовки лю-
                                                   дей,  пейзажи.  Незаурядные  творческие  способности  юноши
                                                   отчетливо проявились в его ранних карандашных композициях
                                                   «В храм на молебен» и «Нарты» (1937). Уже в эти годы фан-
                                                   тазия молодого художника пытается оживить образы героиче-
                                                   ских легендарных предков.
                                                        В  пятнадцать  лет,  окончив  неполную  среднюю  школу,
                                                   Джанаев поступает в педагогический техникум. Осенью 1937 г.
                                                   Джанаев, не колеблясь, отпраляется в Ленинград и поступает в
                                                   шестой класс средней художественной школы при Всероссий-
              ской академии художеств. Но все неожиданно омрачается его болезнью. Джанаев вынужден вернуться
              домой. Однако он не перестает работатать, и к выставке самодеятельных художников в феврале 1939 г.
              в Moскве подготавливает полотно, выполненное маслом, «Батумская демонстрация 1902 года». Джа-
              наеву была присуждена одна из первых премий.
                   В том же 1939 г. Джанаев поступает на второй курс Центрального художественно-промышленно-
              го училища, но ярко выраженный прикладной профиль учебы заставляет его в октябре 1940 г. вновь
              ехать в Ленинград и поступать теперь уже в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всерос-
              сийской академии художеств на подготовительный курс живописного отделения. Талант и необы-
              чайная работоспособность Джанаева позволяют ему через полгода перевестись на первый курс этого
              отделения.
                   Летом 1941 г. он пешком с этюдником за плечами отправляется через перевал в Южную Осетию.
              Отныне содержание работ Джанаева будет прямо или косвенно, но всегда связано с краем горных
              хребтов, с жизнью и трудом его обитателей. В горах застает его известие о войне. Два с половиной
   158   159   160   161   162   163   164   165   166   167   168