Page 174 - 100_names
P. 174
173
В неоднократных фольклорных экспедициях по Осетии (1925–1933) Т. Кокойти записывал на-
родные мелодии, собирал старинные музыкальные инструменты, среди которых были и очень редкие,
почти утерянные. В 1937 г. коллекцию осетинских народных инструментов Т. Кокойти сдал в Государ-
ственный музей музыкальной культуры имени Глинки в Москве.
Переезд композитора в Северную Осетию был связан с предложением руководства республики
создать Государственный ансамбль песни и пляски. Энергично взявшись за дело, Т. Кокойти в корот-
кий срок собрал одаренных юношей и девушек. Работал в коллективе как хормейстер, хореограф, ад-
министратор-руководитель, композитор, дирижер, «заражая» всех своей увлеченностью. В месячный
срок ансамбль подготовил свою первую концертную программу и с огромным успехом выступил на
гастролях в Нальчике осенью 1938 г. В репертуар ансамбля входили песни Т. Кокойти «Гимн партии»,
«Песня об Исса Плиеве», обработки народных песен и танцевальных мелодий «Ӕфхӕрдты Хӕсанӕ»,
«Антоны зарӕг», «Лабидиго» и другие.
По инициативе и при активном участии Т. Кокойти в 1939 г. в Осетии была отобрана группа му-
зыкально одаренной молодежи для учебы в Московской консерватории. Из национальной осетинской
студии при Московской консерватории вышли известные впоследствии профессионалы-музыканты:
певцы и композиторы.
В 1943 г. Татаркан Ясонович взялся за организацию симфонического оркестра, позднее – фи-
лармонии, первым художественным руководителем которой стал сам. В эти годы композитор напи-
сал несколько ярких крупных оркестровых сочинений – Первую симфонию, Скрипичный концерт,
Фортепианную фантазию «Азау» (ставших первыми опытами данных жанров в осетинской музыке),
симфоническую сюиту «Дружба», симфоническую картину «Вечер в колхозе».
Последними крупными сочинениями Т. Кокойти стали Вторая симфония (1970) и опера «Нарт
Сослан» на собственное либретто. До конца дней композитор не терял творческой активности, жизне-
любия, общественного темперамента, оставался подлинным музыкантом-пропагандистом.
Награжден орденом «Знак Почета» (1949), медалью «За доблестный труд» в ознаменование
100-летия со дня рождения В.И. Ленина (1970).
В октябре 2005 г. во Владикавказе на доме № 79 по улице Коцоева, где жил Татаркан Кокойти,
была открыта мемориальная доска (автор – скульптор Николай Ходов).
Габараев Илья Гаврилович (01.09.1926, с. Сахизар
Южной Осетии – 01.03.1993, Владикавказ). Композитор, музы-
кально-общественный деятель. Заслуженный деятель искусств
РСФСР (1931). Член Союза композиторов СССР с 1954 г.
В детстве учился музыке у Б.А. Галаева, рисованию у
М. Туганова в Сталинирской изостудии. В 1939–1943 гг. играл
в оркестре Юго-Осетинского ансамбля песни и пляски. В
1943–1945 гг. руководил самодеятельными музыкальными кол-
лективами в Южной Осетии.
В 1949 г. окончил теоретико-композиторское отделе-
ние музыкального училища при Ленинградской консервато-
рии, где учился у Г.И. Уствольской. В 1954 г. окончил Ленин-
градскую консерваторию по классу композиции профессора
X. Л. Кушнарева. В 1987–1991 гг. – председатель правления
Союза композиторов СОАССР. В эти же годы занимался ком-
позицией с начинающими и самодеятельными авторами. Вы-
ступал с критическими статьями.
Илья Габараев – выдающийся осетинский композитор, с
именем которого связано становление и развитие националь-
ной симфонической, оперной и камерной вокальной музыки. Он – автор первой многоактной оперы
на осетинском языке «Азау», первых осетинских романсов и симфонических сочинений, получив-
ших признание всесоюзной аудитории. Автор 13 симфоний, 5 опер, многочисленных произведений
камерной и вокальной музыки, музыки к спектаклям и кинофильмам. Габараеву принадлежат также