Page 195 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 195

мерно   и   пугающе   бесшумно,   то   яростно,   как   цунами,   или   фуга,
                  потрясающая проникновением в сущность Добра и Зла!.. Его усталый
                  голос,   комментирующий   изображение,   подобно   жерновам,
                  перемалывающим   камни,   дымится   от   внутреннего   напряжения!..
                  Глубокая философичность, одержимость, стоическая убежденность —
                  вот несущие, корневые компоненты последней, завершающей серии
                  эпопеи. И он не дрогнул под их тяжестью — он понес их над гордо
                  поднятой головой от имени и во имя миллионов живых и мертвых
                  соавторов фильма.
                        Первым  чувством,  когда   его  не  стало,   было  чувство  потери   —
                  качнулась   планета   —   удельный   вес   художника   был   громадным,   а
                  прыжок   в   вечность   —   стремительным   и   мощным!..   Скромный   и
                  незаметный, он рухнул, как гигантская скала — Эверест мужества,
                  воли, кристальной чистоты и одержимости быть всегда атакующим в
                  первых рядах борцов за Человека!
                        Он ушел не усталым мудрецом, а любопытным юношей, которому
                  еще   предстояло   открывать   мир,   и,   уходя,   он   доказывал   смерти
                  двусмысленность физического старения и духовной молодости — эта
                  связь была в нем обратно непропорциональна, и чем сильнее белела
                  его голова, тем сильней и ярче сверкали на его лице дожди и грозы
                  непреходящей юности... Человек для всех времен и поколений, он был
                  нам дорог еще тем, что родился в эпоху социальной революции и сам
                  был частью и сущностью ее вдохновения и пафоса! Он умер стоя,
                  работая, напряженная работа была ему по плечу, но необозримый
                  горизонт   памяти   вновь   осветился   заревом   пожаров,   свистом   бомб,
                  стоном   и   проклятиями   ни   в   чем   не   повинных   людей...   Память
                  детонирует. Память взрывается.
                        Умер советский человек, но в час его смерти по нему зазвонил
                  колокол   Хемингуэя,   с   готической   высоты   хлынул   дождь   Йориса
                  Ивенса, бросились из пучины моря к берегу рыбаки Флаэрти...
                        Как   счастлив   человек,   который   провел   хоть   час   в   обществе
                  Мастера!   Безмерно   счастлив   тот,   кто   видел   его   месяцами.   А   что
                  сказать о людях, которым он дарил годы своей жизни?!
                        И   в   то   же   время,   счастлив   тот,   кто   не   знал   его   совсем...   Все
                  существо, как незаживающая рана, болит от сознания, от физического
                  ощущения, что его уже нет. «Человек — ничто, произведение — это
                  все», — говорил Флобер. Что же, в определенном смысле слова, он был
                  и остается прав. Скажем больше — есть художники, которых лучше
                  никогда   не   видеть   и   не   знать...   Да   простит   меня   тень   великого
                  писателя, на мой личный, субъективный, категоричный и, возможно,
                  порочный   взгляд   —   все   произведения   мастера   не   стоят   одного
                  взгляда, брошенного мельком, наспех, на ходу на Кармена — человека!
                        Но поставим знак тождества между бесценной ценностью жизни
                  творца и бесценной ценностью его произведений — ибо они у мастера
                  неразрывно   едины:   он   дарил   своим   трудам   жизнь,   а   они   ему   —



                                                               193
   190   191   192   193   194   195   196   197   198   199   200