Page 190 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 190

чтобы   нарушить   баланс   равновесия   той   безликой   объективности,
                  которая нивелирует и шлифует углы действительности, попавшей в
                  кадр кинокамеры. Что же, сильный голос хорош и в хоре, и в партии
                  соло. Для создателей авторских фильмов существует ряд независимых
                  друг от друга творческих концепций,  но объективность ряда таких
                  фильмов, созданных за рубежом, полна издержек в силу частичного
                  или   же   полного   незнания   движущих   сил   современного   мира.
                  Художественная ценность многих из них не отрицается, но леденящая
                  кровь   «объективность»   фильмов,   скажем,   итальянца   Якопетти,
                  смакующего   расстрел   африканских   повстанцев,   пример   не   столько
                  авторского, сколько коллективного фильма о морально-нравственной
                  оскопации   общества.   Самая   изощренная   оригинальность
                  мироощущения не способна ни на йоту компенсировать отсутствие
                  мировоззрения в художнике: здесь узел тех порочных разветвлений,
                  которые   уводят   его   по   заведомо   ложному   пути   и   превращают   в
                  шарлатана, компилирующего обрывки неосознанного опыта в образы,
                  не вызывающие никаких чувств кроме чувства сожаления...
                        Помню, с какой горечью говорил об этом мастер, возвращаясь из-
                  за рубежа после просмотра в качестве члена жюри или его почетного
                  председателя десятков и сотен лент документалистов всех мастей и
                  калибров...
                        Творческая концепция авторских фильмов нашего мастера была
                  простой и, как истина, — верной. Комментируя ряд своих последних
                  работ, сам он говорил о методе «маятника», позже — »челнока»...
                  Метод   —   понятие   собирательное   и   абстрактное,   ведь   каждая   тема
                  требует   для   себя   единственно   верного   решения.   Суть   его
                  размышлений о предмете можно было понять так: объект предлагает
                  решение,   решение   —   выбирает   объект.   В   логике   событий   внешне
                  всегда присутствует хаос, а в хаосе — скрытая логика. Этот афоризм
                  скорее для алхимика, но за ним — правда. Дойти до истины можно
                  только сомневаясь и утверждая. Одни сомнения — бесплотны. Только
                  утверждать   —   значит   отрицать   возможность   обратного.   Для
                  художника это роскошь. Но при самом деликатном отношении к теме,
                  стиль его лент был всегда атакующий! Сталкивая и сопоставляя, он не
                  пятился,   а   наступал!   Вспомнив   изречение   Маркса   о   том,   что
                  «философы   лишь   различным   образом   объясняли   мир,   но   дело
                  заключается в том, чтобы изменить его», скажем, что мастер не только
                  объяснил, но и переделал мир, попавший в объектив его камеры, в
                  объектив тактических и стратегических воззрений режиссера. Это не
                  насилие,   не   перетасовка,   не   попытка   выдать   желаемое   за
                  действительное. Это — позиция.
                        После просмотра фильма Рогозина «На Бауэри» мастер заметил:
                  «Хороший,   очень   жизненный,   живой   фильм,   но   он   объективен
                  наизнанку... Вы посмотрите, кого он снимает — сплошные пьяницы,
                  еле говорящие на «сленге», обреченные на вымирание...» Бауэри —



                                                               188
   185   186   187   188   189   190   191   192   193   194   195