Page 194 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 194

Мастер и Боровик поют фронтовую песню. Мы хотим все подпеть, но
                  не   будет   ли   это   кощунством?   Ведь   поют   люди,   прошедшие   через
                  тысячи   смертей   и   жизней,   поют,   словно   в   последний   раз   под
                  прицелом безжалостной Памяти!..
                        Однажды   он   пришел   на   лекцию   радостно-взволнованным,
                  торжественным,   растерянным   —   состояние   ребенка   с   подарком,
                  опрокинувшим его воображение, ученого на грани фундаментального
                  открытия!..   Предстояло   создать   полотно   огромной   социальной   и
                  эмоциональной   силы   —   двадцать   серий   фильма   о   Великой
                  Отечественной войне. С показом фильма в США, у нас в стране, во
                  многих   странах   мира   —   представляю,   что   творилось   с   мастером!
                  Создание   такой   эпопеи   —   вызов   мировой   совести,   той   ее   части,
                  которая предавала, предаст и намерена предавать забвению подвиг
                  советского   народа,   в   конечном   итоге   спасшего   человечество   от
                  фашизма!..
                        И не только вызов — суровый урок поколениям, выросшим после
                  войны,   той   их   части,   которую   представляют   жалкие   ландскнехты
                  капитала, неофашисты — их недобитые и новоявленные пастыри!.. И
                  не только урок, но и величайший триумф, праздник, особенно для тех,
                  кто пронес на своих плечах кошмарный груз войны от и до и, сбросив
                  его, обнажил эти плечи для голубя мира!..
                        Война есть война. Но для советских людей она была священной,
                  потому что велась от имени и во имя священной земли...
                        Этот фильм венчал собой и жизнь мастера — художественного
                  руководителя двадцати серий эпопеи. Как солдат и художник, всю
                  жизнь   боровшийся   за   чистоту   жанра   кинодокументалистики,   он
                  мужественно   провел   свой   последний   бой   за   масштаб,   идейную
                  цельность   фильма   и   в   последнем   толчке   вознес   до   космической
                  высоты магию хроники, способной обессмертить жизнь человеческой
                  памяти!..
                        Серьезность темы, жесткие сроки производства, содружество двух
                  творческих   групп   —   американской   и   советской   —   предопределили
                  множество   проблем.   Решать   их   нужно   было   оперативно.   Помню
                  мастера   «в   запаре».   Телефонный   звонок.   Вопрос:   «Как   живешь?»
                  Ответ:   «В   том-то   и   дело,   что   я   не   живу!..»   Отвечает   с   улыбкой
                  счастливого   мученика.   Живет!   Еще   как!   Спорит!   Доказывает!
                  Ругается!
                        Лавины   материала   обрушились   на   головы   создателей
                  «Неизвестной»...   Вопрос   заключался   не   в   том,   чтобы   выстроить,
                  упорядочить, очертить логику повествования... Надо было не только
                  воссоздавать,   а   строить   из   обгоревших   балок   войны   пирамиду
                  Вечности,   с   вершины   которой   были   бы   видны   зловещие   игры
                  фашизма и цена, которой приходится платить его жертвам!..
                        Две ленты, сделанные самим мастером, первая и последняя —
                  пролог и эпилог гневного эпоса, несущего свои свинцовые валы то



                                                               192
   189   190   191   192   193   194   195   196   197   198   199