Page 191 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 191

мрачное   гетто   людей,   списанных   жестокой   действительностью.
                  Рогозин,   собственно,   снимал   то,   что   видел.   Но   своим   замечанием
                  мастер имел в виду нечто другое. Безысходность, в которой живут
                  обитатели этих трущоб, на пленке цементируется, затвердевает, не
                  оставляя   никакой   надежды   ни   зрителю,   ни,   тем   более,   жертвам
                  города-молоха.   Зло   здесь   не   находится   в   диалектической   связи   с
                  добром. Объективность факта оказывается антигуманной не потому,
                  что режиссер не показывает выхода из положения, а потому, что он
                  закрывает   на   ржавый   замок   дверь,   ведущую   из   этой   трясины   к
                  солнцу...
                        Он был благодарен своей профессии за то, что она швыряла его в
                  самую гущу жизни, и он был благороден по отношению к людям,
                  посвятившим   свои   жизни   документалистике.   Искренне,   тепло   и
                  содержательно   он   говорил   о   старейшине   советской   кинохроники
                  Медведкине,   о   феноменальном   Вертове...   Ему   было   симпатично
                  творчество известного французского документалиста Криса Маркера,
                  американца   Лайонела   Рогозина,   с   нескрываемым   сожалением
                  говорил   он   о   «сдвиге   вправо»   большого   своего   друга   в   прошлом
                  Йориса Ивенса...
                        Благородство   мастера   не   внешняя,   а   внутренняя   статья   его
                  личности.   Оно   было   лишено   помпезности,   снисходительности
                  генерала   по   отношению   к   другому,   рангом   ниже   по   чину   или   по
                  количеству   проигранных   сражений.   Это   благородство   человека,
                  знающего, как посилен или непосилен труд, вложенный в дело рук
                  художника,   правда,   без   скидок   на   творческие   провалы   или
                  несостоятельность, какими бы причинами они не объяснялись.
                        Он был требователен. Понятно: он никогда не прощал себе, чтобы
                  легко прощать другим. Он не шел по жизни — жизнь протащила его
                  между своими «шестернями» в температурном режиме от минус 50-ти
                  в торосах полюса до плюс 50-ти в пустынях Азии и на песчаных плато
                  Южной Америки. Взглянем еще раз на руки — даже расслабленными,
                  пальцы словно поддерживают камеру, ведь он не расставался с ней
                  полвека! Даже тело свое, как универсальный штатив, он приспособил
                  для съемки «Конвасом»...
                        «Смотрите, — обратил он как-то наше внимание, — упираетесь
                  локтем в берцовую кость, слегка откидываете корпус назад — и камера
                  не шелохнется. Можете быть уверены». Изображая свою находку на
                  примере, он стал похож на одного из «Музыкантов» Пикассо...
                        Общение   с   богами   не   наложило   на   него   и   тени   небесной
                  отчужденности,   общение   с   простыми   людьми   —   тени   огульного
                  панибратства по отношению к смертным... Отношения с людьми у
                  него были разные, сложные, противоречивые, но компромиссные —
                  никогда!
                        Всем своим существом он учил зарабатывать «личный капитал»
                  своими руками. Быть иждивенцем судьбы и случая, ждать помощи со



                                                               189
   186   187   188   189   190   191   192   193   194   195   196