Page 142 - 100_names
P. 142

141





                                               юность писателя прошли в Северной Осетии, куда в 1883 г. в
                                               поисках лучшей доли переселилась семья.
                                                    В 1889 г. Цомак поступил в Гизельскую сельскую школу.
                                               С 1892 г. по 1897 г. учился во Владикавказском духовном учи-
                                               лище, с 1897 по 1903 г.– в Ставропольском духовном училище,
                                               после окончания которого стал студентом историко-филологи-
                                               ческого факультета Дерптского университета в Эстонии.
                                                    За революционную деятельность 7 марта 1908 г. Гадиев
                                               был арестован и в 1910 г. сослан в Сибирь на вечное поселе-
                                               ние. Освобождение принесла ему февральская революция. В
                                               июне 1917 г. он вернулся в Северную Осетию.
                                                    Гадиев принимал деятельное участие в работе органов на-
                                               родной власти, занимал ответственные должности: председа-
                                               теля осетинского народного Совета и его исполкома, замести-
                                               теля  Народного  комиссара  просвещения  Терской  Советской
                                               Республики (1918–1919 гг.). В 1919 г. Гадиев вступил в Комму-
                                               нистическую партию.
                                                    После  восстановления  советской  власти  в  Северной
                                               Осетии в 1920 г. Гадиев работает заместителем председателя
          Владикавказского ревкома, заведующим облоно, редактором газеты «Рæстдзинад», ректором Северо-
          Кавказского горского педагогического института, директором Северо-Осетинского научно-исследова-
          тельского института.
               Первые поэтические опыты Ц. Гадиева относятся к периоду учебы в Ставропольском духовном
          училище: стихи, написанные в годы первой русской революции, составляют его политическую и ин-
          тимную лирику.
               Основной мотив политической лирики Гадиева, вдохновенного певца свободы, – призыв трудя-
          щихся масс к революционной борьбе, к свержению царского самодержавия. Это и определило публи-
          цистический характер стихов поэта того периода: «Клич борьбы», «Набат», «Народ» и др. Эти стихи,
          впервые опубликованные в газете «Ног цард» в 1907 г., обладали огромной силой эмоционального
          воздействия. Поэт не только призывал к революционной борьбе, но и давал отповедь тем, кто не ве-
          рил в силу народа, не верил в революцию. В стихотворении «Набат» (1906) он писал : «Не говори, что
          руки наши коротки, не говори в страхе, что нас мало...».
               В годы пребывания в тюрьме и в ссылке Гадиев создал стихотворный цикл «Тюремные записки».
               В Сибири Гадиев написал также повесть, рассказы «На месте причисления», «Товарищ Мазай»,
          «Ванина болезнь», «Музыка» (последние два – рассказы для детей).
               Несмотря на то, что здоровье Гадиева в тюрьме и ссылке было подорвано (туберкулез легких),
          последние пять лет его жизни явились в творческом отношении самыми плодотворными. Он создал
          ряд лирических произведений: «Записки о Цейском ущелье», стихи в прозе «Два цветка», «Паук и
          пчела», а также драма «Ос-Багатар» и «Идущие к счастью», рассказы «Бремя жизни», повесть «Честь
          предков» и др.
               Гадиев задумал создать драматическую трилогию, но написал только первые две пьесы: «Ос-Ба-
          гатар» и «Идущие к счастью». Третья драма, которую он хотел назвать «С красным знаменем», так и
          не была написана. В ней драматург предполагал показать окончательную победу борцов за народное
          счастье. Однако этот замысел нашел свое воплощение в повести «Честь предков», которая как бы за-
          вершила трилогию и ее главную тему – многовековой путь народа к свободе, путь освобождения не
          только от политического и экономического угнетения («Ос-Багатар» и «Идущие к счастью»), но и от
          частнособственнической психологии («Честь предков»).
               Цомак Гадиев выступал во всех жанрах осетинской литературы, переводил на осетинский язык
          произведения русских и зарубежных авторов. С наибольшей силой его дарование проявилось в об-
          ласти поэзии и литературоведения. Верный эстетическим принципам Коста Хетагурова, он в то же
          время был сильным новатором, вводя в осетинскую лирику белый стих и верлибр.
               Цомак Гадиев по праву считается лучшим литературным критиком в осетинской дореволюцион-
          ной литературе. Его перу принадлежат первые достаточно полные исследования, по большей части
   137   138   139   140   141   142   143   144   145   146   147