Page 142 - 100_names
P. 142
141
юность писателя прошли в Северной Осетии, куда в 1883 г. в
поисках лучшей доли переселилась семья.
В 1889 г. Цомак поступил в Гизельскую сельскую школу.
С 1892 г. по 1897 г. учился во Владикавказском духовном учи-
лище, с 1897 по 1903 г.– в Ставропольском духовном училище,
после окончания которого стал студентом историко-филологи-
ческого факультета Дерптского университета в Эстонии.
За революционную деятельность 7 марта 1908 г. Гадиев
был арестован и в 1910 г. сослан в Сибирь на вечное поселе-
ние. Освобождение принесла ему февральская революция. В
июне 1917 г. он вернулся в Северную Осетию.
Гадиев принимал деятельное участие в работе органов на-
родной власти, занимал ответственные должности: председа-
теля осетинского народного Совета и его исполкома, замести-
теля Народного комиссара просвещения Терской Советской
Республики (1918–1919 гг.). В 1919 г. Гадиев вступил в Комму-
нистическую партию.
После восстановления советской власти в Северной
Осетии в 1920 г. Гадиев работает заместителем председателя
Владикавказского ревкома, заведующим облоно, редактором газеты «Рæстдзинад», ректором Северо-
Кавказского горского педагогического института, директором Северо-Осетинского научно-исследова-
тельского института.
Первые поэтические опыты Ц. Гадиева относятся к периоду учебы в Ставропольском духовном
училище: стихи, написанные в годы первой русской революции, составляют его политическую и ин-
тимную лирику.
Основной мотив политической лирики Гадиева, вдохновенного певца свободы, – призыв трудя-
щихся масс к революционной борьбе, к свержению царского самодержавия. Это и определило публи-
цистический характер стихов поэта того периода: «Клич борьбы», «Набат», «Народ» и др. Эти стихи,
впервые опубликованные в газете «Ног цард» в 1907 г., обладали огромной силой эмоционального
воздействия. Поэт не только призывал к революционной борьбе, но и давал отповедь тем, кто не ве-
рил в силу народа, не верил в революцию. В стихотворении «Набат» (1906) он писал : «Не говори, что
руки наши коротки, не говори в страхе, что нас мало...».
В годы пребывания в тюрьме и в ссылке Гадиев создал стихотворный цикл «Тюремные записки».
В Сибири Гадиев написал также повесть, рассказы «На месте причисления», «Товарищ Мазай»,
«Ванина болезнь», «Музыка» (последние два – рассказы для детей).
Несмотря на то, что здоровье Гадиева в тюрьме и ссылке было подорвано (туберкулез легких),
последние пять лет его жизни явились в творческом отношении самыми плодотворными. Он создал
ряд лирических произведений: «Записки о Цейском ущелье», стихи в прозе «Два цветка», «Паук и
пчела», а также драма «Ос-Багатар» и «Идущие к счастью», рассказы «Бремя жизни», повесть «Честь
предков» и др.
Гадиев задумал создать драматическую трилогию, но написал только первые две пьесы: «Ос-Ба-
гатар» и «Идущие к счастью». Третья драма, которую он хотел назвать «С красным знаменем», так и
не была написана. В ней драматург предполагал показать окончательную победу борцов за народное
счастье. Однако этот замысел нашел свое воплощение в повести «Честь предков», которая как бы за-
вершила трилогию и ее главную тему – многовековой путь народа к свободе, путь освобождения не
только от политического и экономического угнетения («Ос-Багатар» и «Идущие к счастью»), но и от
частнособственнической психологии («Честь предков»).
Цомак Гадиев выступал во всех жанрах осетинской литературы, переводил на осетинский язык
произведения русских и зарубежных авторов. С наибольшей силой его дарование проявилось в об-
ласти поэзии и литературоведения. Верный эстетическим принципам Коста Хетагурова, он в то же
время был сильным новатором, вводя в осетинскую лирику белый стих и верлибр.
Цомак Гадиев по праву считается лучшим литературным критиком в осетинской дореволюцион-
ной литературе. Его перу принадлежат первые достаточно полные исследования, по большей части