Page 147 - 100_names
P. 147
146
хи печатались в московских молодежных журналах «Пионер»,
«Молодая гвардия», «Юнг-штурм», а также в осетинской пе-
риодической печати. «Комсомольским джигитом революции»
назвал его поэт Ярослав Смеляков.
О борьбе за новый мир поэт рассказал в своей замечатель-
ной «Балладе», которую он посвятил «джигитам, в борьбе с са-
модержавием павшим». В стихотворении «Закон крови» поэт
выступает против страшного обычая горцев «былых столетий»
– кровной мести, и посылает «укор – свету, укор – столетьям,
укор – отцам».
Кинжал в старом мире служил орудием мести. Теперь,
когда «навек отошла слава старых дней», кинжал, позабытый,
без действия висит на стене, как ненужное украшение, потому
что «новые дела нынче у людей» («Кинжал» – «Хъама»). По-
эта возмущают уродливые явления старой жизни, например,
многоженство («Азау и Хадизат»). Он сочувствует девушке,
которую «немилому пророчит корана мрачного закон» («Чер-
кешенка»).
Теме борьбы с религией Камбердиев посвящает немало
стихотворений. Он высмеивает муллу, который в старой школе заставлял учить детей арабский алфа-
вит с помощью кнута («Там, где Терек, шумя меж скал»), показывает обреченность служителей куль-
та – попов, мулл, а также гадалок и знахарей, бедой которых в новое время стали школа и больница,
построенные в осетинском селе («Новая деревня» – «Ног хъæу», «Кавказ» и др.).
Утверждение новых отношений, пришедших на смену старым обычаям и порядкам, составляет
идейно-эстетическое содержание стихотворения «К Дзерассе» («Ныстуан Дзерассæмæ»), а также по-
эмы «Клятва» («Ард»).
В произведения на патриотическую тему поэт вложил глубокие думы о судьбах родины, окру-
женной капиталистическими государствами: стихи проникнуты искренней любовью к социалистиче-
ской Родине и ненавистью к ее врагам («Песня тревоги» – «Фæдисы зарæг», «Разговор с девушкой» –
«Чызгимæ ныхас» и др.). Камбердиев внес в осетинский стих новую ритмику со смысловыми паузами
(«Новая армия» – «Ног æфсад», «Поэту»), характерными для поэзии В. Маяковского, у которого он
учился с начала своего творческого пути.
Мисост трудился и в жанре поэмы. Главной из его поэм является «Клятва» («Ард»), повеству-
ющая о любви юноши Ахмата к девушке Мади. В произведениях Камбердиева нельзя не отметить
обилия солнца и света. Почти каждое стихотворение освящено солнцем, а одна из его поэм, незакон-
ченная, так и называется «Солнечное».
Жизнь М. Камбердиева оборвалась на 22-м году жизни. Похоронен в ограде Осетинской церкви
во Владикавказе.
В 1972 г. решением бюро Северо-Осетинского Обкома ВЛКСМ учреждена республиканская ком-
сомольская премия в области литературы и искусства им. М. Камбердиева. Один из первых лауреатов
этой премии – дирижер Валерий Гергиев. В 2013 г. Указом Главы РСО–Алания Т.Д. Мамсурова уч-
реждена Государственная премия имени Мисоста Камбердиева в области литературы. Имя Мисоста
Камбердиева присвоено одной из улиц г. Владикавказа и селения Карджин.
Токаев Асахмет (Ашах) Инусович (10.05.1910, с. Даргавс – 28.11.1994, г. Владикавказ). Драма-
тург, поэт, прозаик, переводчик, член Союза писателей, заслуженный артист Северной Осетии (1946),
заслуженный деятель искусств республики.
Рано потеряв родителей, он в девятилетнем возрасте уже батрачил у кулаков-скотоводов в селе-
ниях Даргавс, Кобан, Илларионовское. С 1921 по 1924 г. воспитывался во Владикавказском детском
доме, после закрытия детдома работал поденно. В 1928 г. поступил учеником в книжную типографию,
а через год стал учиться на рабфаке горских народов во Владикавказе. В 1931 г. Ашах становит-
ся студентом Московского государственного института театрального искусства, учится актерскому
и режиссерскому мастерству. По окончании института (1935) работает актером, режиссером, а затем