Page 143 - 100_names
P. 143
142
написанные в форме литературно-художественных очерков, творчества К. Хетагурова, С. Гадиева,
Т. Мамсурова, С. Баграева и др. осетинских писателей.
Цомак Гадиев похоронен на Аллее Славы г. Владикавказа. Имя Цомака Гадиева носит одна из
улиц Владикавказа.
Малиев Георгий Гадоевич (23.10. (по ст. стилю) 1886, с.
Христиановское – 31.05.1942).
В 1902 г. Г. Малиев окончил Махческую двухклассную
церковно-приходскую школу. В 1903–1907 гг. учился в Ардон-
ской духовной семинарии. Будучи учеником третьего класса,
был исключен из семинарии за участие в волнениях учащихся
против беззаконных действий администрации.
Попытки юноши поступить в учебное заведение како-
го-нибудь города России не имели успеха. Вернувшись в Осе-
тию, учительствовал в горных селах Дигории, публиковал
стихи, рассказы, корреспонденции на русском языке в газетах
«Терские ведомости», «Горская жизнь» и «Владикавказский
листок».
В 1917 г. Малиев вступил в ряды революционно-демокра-
тической партии «Кермен». Много сил вложил в дело упроче-
ния советской власти в Северной Осетии. Г. Малиевым, пред-
седателем партии «Кермен», и была подписана телеграмма от
имени партии «Кермен» В. И. Ленину, в которой было сказано,
что «сыны Осетии жаждут осуществления лозунгов третьей
революции». В декабре 1917 г. он был избран в состав Владикавказской Городской думы.
После установления советской власти в Северной Осетии Г. Малиев учительствовал в разных
селах Осетии.
Георгий Малиев – «вдохновенный поэт-романтик и великий мечтатель» (В. Абаев) – писал стихи
на русском и осетинском языках. Но его талант более всего проявился в произведениях, написанных
на дигорском диалекте осетинского языка, и известность ему принес сборник стихов «Ираф».
Основной мотив дореволюционной поэзии Г. Малиева – любовь и сострадание к обездоленным,
бесправность горской бедноты («Дзиддзил», 1936), «Немой» («Гоби», 1916). В поэме «Гудзуна» автор
высветил высокие человеческие качества бедного горца. Гудзуна играет на свирели, как нарт Ацамаз,
а в борьбе с иноземным врагом он сродни нарту Батрадзу.
В поэзии Г. Малиева особое место занимает образ женщины-горянки, угнетенной жестокими
обычаями («Песня девушки», «Дзуле», «Плач похищенной» – «Скъæвди гъарæнгæ»). Горец, стремя-
щийся к свободе, к лучшей жизни, в стихотворении «Волна» представлен горным потоком, вырываю-
щимся из теснин гранитных скал на широкий простор долины. Та же тема звучит и в стихотворении
«Орел-пленник». Надо отметить, что в начале творческого пути в стихах поэта не звучала революци-
онная тема. И только в период Октябрьской революции, которую поэт встретил с радостью, прозвучал
его призыв к борьбе за свободу народа («Глашатай» – «Федог», 1919).
Г. Малиев написал цикл лирических стихотворений о любви («Веретено» – «Æлхуйнæ», «Песня
девушки», «Фатима», «Мне вспомнилась песня родная»). В поэзии Г. Малиева есть и романтические
поэмы, созданные в основном по мотивам народного творчества осетин. Обращение поэта к фолькло-
ру свидетельствует о новом этапе поэтического мастерства автора. В то же время фольклор служил
для поэта и средством более глубокого раскрытия народного характера.
По фольклорным сюжетам созданы поэмы «Два пастуха» («Дууæ фиййауи»), «Сын Уахатага ма-
ленький Гуйман» («Уæхадæги фурт мингий Гуйман»), «Темур-Алсак», «Сын пастуха бедный Маха-
мат» («Гъонгæси фурт мæгур Мæхæмæт»), «Дзандзирак», «Симд нартов» и др.
Г. Малиевым написано несколько новелл: «Смерть глашатая» («Фæдоги мæлæт»), «Скрытный»
(«Æхгæд зæрдæ»), «Лавина» («Хæрæ») и др.
Перу Г. Малиева принадлежит и водевиль в стихах «Охотники» («Цауæйнонтæ», 1921), в котором
высмеивается старый ловелас Поцо, мечтающий жениться на юной красавице.