Page 143 - 100_names
P. 143

142





              написанные в форме литературно-художественных очерков, творчества К. Хетагурова, С. Гадиева,
              Т. Мамсурова, С. Баграева и др. осетинских писателей.
                   Цомак Гадиев похоронен на Аллее Славы г. Владикавказа. Имя Цомака Гадиева носит одна из
              улиц Владикавказа.

                                                        Малиев Георгий Гадоевич (23.10. (по ст. стилю) 1886, с.
                                                   Христиановское – 31.05.1942).
                                                        В  1902  г.  Г.  Малиев  окончил  Махческую  двухклассную
                                                   церковно-приходскую школу. В 1903–1907 гг. учился в Ардон-
                                                   ской духовной семинарии. Будучи учеником третьего класса,
                                                   был исключен из семинарии за участие в волнениях учащихся
                                                   против беззаконных действий администрации.
                                                        Попытки  юноши  поступить  в  учебное  заведение  како-
                                                   го-нибудь города России не имели успеха. Вернувшись в Осе-
                                                   тию,  учительствовал  в  горных  селах  Дигории,  публиковал
                                                   стихи, рассказы, корреспонденции на русском языке в газетах
                                                   «Терские  ведомости»,  «Горская  жизнь»  и  «Владикавказский
                                                   листок».
                                                        В 1917 г. Малиев вступил в ряды революционно-демокра-
                                                   тической партии «Кермен». Много сил вложил в дело упроче-
                                                   ния советской власти в Северной Осетии. Г. Малиевым, пред-
                                                   седателем партии «Кермен», и была подписана телеграмма от
                                                   имени партии «Кермен» В. И. Ленину, в которой было сказано,
                                                   что  «сыны  Осетии  жаждут  осуществления  лозунгов  третьей
              революции». В декабре 1917 г. он был избран в состав Владикавказской Городской думы.
                   После установления советской власти в Северной Осетии Г. Малиев учительствовал в разных
              селах Осетии.
                   Георгий Малиев – «вдохновенный поэт-романтик и великий мечтатель» (В. Абаев) – писал стихи
              на русском и осетинском языках. Но его талант более всего проявился в произведениях, написанных
              на дигорском диалекте осетинского языка, и известность ему принес сборник стихов «Ираф».
                   Основной мотив дореволюционной поэзии Г. Малиева – любовь и сострадание к обездоленным,
              бесправность горской бедноты («Дзиддзил», 1936), «Немой» («Гоби», 1916). В поэме «Гудзуна» автор
              высветил высокие человеческие качества бедного горца. Гудзуна играет на свирели, как нарт Ацамаз,
              а в борьбе с иноземным врагом он сродни нарту Батрадзу.
                   В поэзии Г. Малиева особое место занимает образ женщины-горянки, угнетенной жестокими
              обычаями («Песня девушки», «Дзуле», «Плач похищенной» – «Скъæвди гъарæнгæ»). Горец, стремя-
              щийся к свободе, к лучшей жизни, в стихотворении «Волна» представлен горным потоком, вырываю-
              щимся из теснин гранитных скал на широкий простор долины. Та же тема звучит и в стихотворении
              «Орел-пленник». Надо отметить, что в начале творческого пути в стихах поэта не звучала революци-
              онная тема. И только в период Октябрьской революции, которую поэт встретил с радостью, прозвучал
              его призыв к борьбе за свободу народа («Глашатай» – «Федог», 1919).
                   Г. Малиев написал цикл лирических стихотворений о любви («Веретено» – «Æлхуйнæ», «Песня
              девушки», «Фатима», «Мне вспомнилась песня родная»). В поэзии Г. Малиева есть и романтические
              поэмы, созданные в основном по мотивам народного творчества осетин. Обращение поэта к фолькло-
              ру свидетельствует о новом этапе поэтического мастерства автора. В то же время фольклор служил
              для поэта и средством более глубокого раскрытия народного характера.
                   По фольклорным сюжетам созданы поэмы «Два пастуха» («Дууæ фиййауи»), «Сын Уахатага ма-
              ленький Гуйман» («Уæхадæги фурт мингий Гуйман»), «Темур-Алсак», «Сын пастуха бедный Маха-
              мат» («Гъонгæси фурт мæгур Мæхæмæт»), «Дзандзирак», «Симд нартов» и др.
                   Г. Малиевым написано несколько новелл: «Смерть глашатая» («Фæдоги мæлæт»), «Скрытный»
              («Æхгæд зæрдæ»), «Лавина» («Хæрæ») и др.
                   Перу Г. Малиева принадлежит и водевиль в стихах «Охотники» («Цауæйнонтæ», 1921), в котором
              высмеивается старый ловелас Поцо, мечтающий жениться на юной красавице.
   138   139   140   141   142   143   144   145   146   147   148