Page 169 - 100_names
P. 169
168
на пластинки акционерным обществом «Граммофон». Певец исполнил песни на слова К. Хетагурова
«Додой» («Горе»), «Уасӕг» («Петушок»), шуточную народную песню «Цола» и застольную «Бирӕ
хорз азтӕ».
Следующим этапом овладения специальностью певца-солиста стала учеба на оперных курсах
М. Е. Медведева в Киеве в 1908–1911 гг.
По окончании курсов Аликов работал в частных оперных труппах, много гастролировал, испол-
нял басовые партии, в том числе – Сусанина в опере Глинки, Мефистофеля в опере Гуно «Фауст»,
Мельника в «Русалке» Даргомыжского, Галицкого в опере Бородина «Князь Игорь». С 1917 по 1935 гг.
певец жил и работал в городах Кавказских Минеральных Вод, где организовал оперную труппу и по-
ставил такие оперы, как «Евгений Онегин», «Русалка», «Фауст» и другие. Некоторое время работал
в Пятигорске учителем музыки.
Богатый опыт артистической и организаторской деятельности пригодился Аликову, когда он вер-
нулся на родину и в 1935 г. стал во главе организованного им Осетинского музыкального ансамбля
при Радиокомитете, а в 1938 г. – художественным руководителем Государственного ансамбля песни и
пляски Северной Осетии. В этих коллективах Аликов проводил большую работу, был хормейстером,
педагогом, художественным руководителем, администратором, полностью формировал репертуар,
создавая как обработки народных песен, так и собственные хоровые и инструментальные сочинения.
За двенадцать лет работы в хоровых коллективах А. Аликов написал свыше 50 песен для хора и
фортепиано, записал столько же народных мелодий, как песенных, так и танцевальных, практически
все их аранжировал для смешанного хора и фортепианного сопровождения, записал и аранжировал
девять песен на слова К. Хетагурова.
Тематика песенно-хоровых сочинений А. Аликова разнообразна, и все-таки большинство состав-
ляют гражданско-патриотические.
Галаев Борис Александрович (Галати Аслан-Ги-
рей) (26.03.1889, станица Черноярская Моздокского уезда –
31.12.1976, Цхинвали). Композитор, фольклорист, дирижер,
педагог, музыкально-общественный деятель. Член Союза ком-
позиторов СССР с 1936 г., заслуженный деятель искусств ГССР
(1940). В 1909 г. окончил Петербургское реальное училище, в
1913 – Тифлисское военное училище. В 1913–1917 – капель-
мейстер Терской дивизии действующей Кавказской армии. В
1919–1920 – капельмейстер духового оркестра во Владикавка-
зе. В 1923–1927 жил и работал в Грозном, Баку, Орджоникид-
зе. В 1931 окончил Ленинградский центральный музыкальный
техникум, где учился композиции у П.Б. Рязанова.
В 1931–1935 гг. – директор и преподаватель основанной
им музыкальной школы в Сталинири. В 1938–1951 гг. – худо-
жественный руководитель и дирижер основанного им. Госу-
дарственного ансамбля песни и пляски Юго-Осетии. В 1941–
1943 гг. – директор драматического театра им. К. Хетагурова. В
1943–1948 гг. – зав. отделом искусств Облисполкома ЮОАО. В
1951–1963 гг. – старший научный сотрудник ЮОНИИ. В 1964–
1967 гг. – руководитель оркестра народных инструментов цхинвальской школы-интерната.
Всю свою жизнь Борис Галаев посвятил развитию осетинского музыкального искусства. Первый
из осетинских музыкантов, получивший профессиональное образование, он заложил основы музы-
кальной фольклористики, общего и специального музыкального воспитания и образования. Без пре-
увеличения композитора можно назвать «музыкальным руководителем» всей довоенной и послево-
енной Южной Осетии. По его инициативе была открыта Цхинвальская детская музыкальная школа
(1931), созданы струнный, духовой оркестры, хор Цхинвальского педтехникума (1931), академиче-
ский хор при драматическом театре им. К. Хетагурова (1933), Государственный ансамбль песни и
пляски Южной Осетии (1938). «Музыкальную школу» Галаева прошли практически все композиторы
– уроженцы Южной Осетии – X. Плиев, Д. Хаханов, И. Габараев, З. Хабалова. Любимым учеником