Page 169 - 100_names
P. 169

168





              на пластинки акционерным обществом «Граммофон». Певец исполнил песни на слова К. Хетагурова
              «Додой» («Горе»), «Уасӕг» («Петушок»), шуточную народную песню «Цола» и застольную «Бирӕ
              хорз азтӕ».
                   Следующим этапом овладения специальностью певца-солиста стала учеба на оперных курсах
              М. Е. Медведева в Киеве в 1908–1911 гг.
                   По окончании курсов Аликов работал в частных оперных труппах, много гастролировал, испол-
              нял басовые партии, в том числе – Сусанина в опере Глинки, Мефистофеля в опере Гуно «Фауст»,
              Мельника в «Русалке» Даргомыжского, Галицкого в опере Бородина «Князь Игорь». С 1917 по 1935 гг.
              певец жил и работал в городах Кавказских Минеральных Вод, где организовал оперную труппу и по-
              ставил такие оперы, как «Евгений Онегин», «Русалка», «Фауст» и другие. Некоторое время работал
              в Пятигорске учителем музыки.
                   Богатый опыт артистической и организаторской деятельности пригодился Аликову, когда он вер-
              нулся на родину и в 1935 г. стал во главе организованного им Осетинского музыкального ансамбля
              при Радиокомитете, а в 1938 г. – художественным руководителем Государственного ансамбля песни и
              пляски Северной Осетии. В этих коллективах Аликов проводил большую работу, был хормейстером,
              педагогом,  художественным  руководителем,  администратором,  полностью  формировал  репертуар,
              создавая как обработки народных песен, так и собственные хоровые и инструментальные сочинения.
                   За двенадцать лет работы в хоровых коллективах А. Аликов написал свыше 50 песен для хора и
              фортепиано, записал столько же народных мелодий, как песенных, так и танцевальных, практически
              все их аранжировал для смешанного хора и фортепианного сопровождения, записал и аранжировал
              девять песен на слова К. Хетагурова.
                   Тематика песенно-хоровых сочинений А. Аликова разнообразна, и все-таки большинство состав-
              ляют гражданско-патриотические.
                                                        Галаев  Борис  Александрович  (Галати  Аслан-Ги-
                                                   рей)  (26.03.1889,  станица  Черноярская  Моздокского  уезда  –
                                                   31.12.1976,  Цхинвали).  Композитор,  фольклорист,  дирижер,
                                                   педагог, музыкально-общественный деятель. Член Союза ком-
                                                   позиторов СССР с 1936 г., заслуженный деятель искусств ГССР
                                                   (1940). В 1909 г. окончил Петербургское реальное училище, в
                                                   1913 – Тифлисское военное училище. В 1913–1917 – капель-
                                                   мейстер Терской дивизии действующей Кавказской армии. В
                                                   1919–1920 – капельмейстер духового оркестра во Владикавка-
                                                   зе. В 1923–1927 жил и работал в Грозном, Баку, Орджоникид-
                                                   зе. В 1931 окончил Ленинградский центральный музыкальный
                                                   техникум, где учился композиции у П.Б. Рязанова.
                                                        В 1931–1935 гг. – директор и преподаватель основанной
                                                   им музыкальной школы в Сталинири. В 1938–1951 гг. – худо-
                                                   жественный  руководитель  и  дирижер  основанного  им.  Госу-
                                                   дарственного ансамбля песни и пляски Юго-Осетии. В 1941–
                                                   1943 гг. – директор драматического театра им. К. Хетагурова. В
                                                   1943–1948 гг. – зав. отделом искусств Облисполкома ЮОАО. В
                                                   1951–1963 гг. – старший научный сотрудник ЮОНИИ. В 1964–
              1967 гг. – руководитель оркестра народных инструментов цхинвальской школы-интерната.
                   Всю свою жизнь Борис Галаев посвятил развитию осетинского музыкального искусства. Первый
              из осетинских музыкантов, получивший профессиональное образование, он заложил основы музы-
              кальной фольклористики, общего и специального музыкального воспитания и образования. Без пре-
              увеличения композитора можно назвать «музыкальным руководителем» всей довоенной и послево-
              енной Южной Осетии. По его инициативе была открыта Цхинвальская детская музыкальная школа
              (1931), созданы струнный, духовой оркестры, хор Цхинвальского педтехникума (1931), академиче-
              ский хор при драматическом театре им. К. Хетагурова (1933), Государственный ансамбль песни и
              пляски Южной Осетии (1938). «Музыкальную школу» Галаева прошли практически все композиторы
              – уроженцы Южной Осетии – X. Плиев, Д. Хаханов, И. Габараев, З. Хабалова. Любимым учеником
   164   165   166   167   168   169   170   171   172   173   174