Page 171 - 100_names
P. 171
170
ной песни, популярные попевки бытового романса. Показанная в Тбилиси в декабре 1919 г. и прошед-
шая с громадным успехом, первая опера Долидзе и сейчас не сходит со сцен многих театров страны.
В конце 1920-х и в 1930-х годах вел работу по собиранию и записи осетинского музыкального
фольклора. Вскоре появляются оркестровые миниатюры В. И. Долидзе («Осетинская лезгинка», «Та-
нец приглашения» – «Хонга-кафт» и др.). В 1931 г. он начал работать над оперой «Замира» на основе
народных осетинских легенд «Чермен» и «Замира» (опера осталась неоконченной).
В. Долидзе стал активным пропагандистом осетинского народного музыкального творчества.
Публичное исполнение симфонических обработок народных мелодий способствовало зарождению
осетинской профессиональной музыки. Из собранного композитором огромного материала для сим-
фонического оркестра было инструментовано 36 песен и танцевальных мелодий, которые затем ис-
полнялись на концертах во Владикавказе и Тифлисе.
Сочинения: оперы – «Кето и Котэ» (комическая) (1919), «Лейла» (по пьесе Цагарели «Лезгинская
девушка Гулджавар»,1922), «Цисана» (на сюжет Эртацминдели; Долидзе – автор либретто; пост. 1929,
там же), неоконченная осетинская опера «Замира» (1930, отрывки); для оркестра – симфония «Азер-
байджан» (1931–1932), фантазия «Ивериада» (1925), марш «В стране нартов»; романсы (9); обработки
– осетинские народные песни и пляски в собственной записи.
Оперы Долидзе пронизаны народным юмором, в них композитор использовал грузинский го-
родской музыкальный фольклор. Легко запоминающиеся мелодии, ясность гармонии способствовали
широкой популярности музыки Долидзе. Ему принадлежат симфония «Азербайджан» (1932), симфо-
ническая фантазия «Ивериада» (1925), концерт для фортепиано с оркестром (1932), вокальные произ-
ведения (романсы); инструментальные сочинения; обработка осетинских народных песен и плясок в
собственной записи.
Колесников Ефим Александрович (18.03.1891, станица
Луковская – 21.01.1975, Орджоникидзе). Композитор, педагог,
музыкально-общественный деятель, фольклорист, певец. Член
Союза композиторов с 1940 г., заслуженный деятель искусств
СОАССР (1971), заслуженный учитель РСФСР (1955).
В 1911 г. окончил Ардонскую духовную семинарию. В
1911–1915 гг. – учитель церковно-приходской школы станицы
Луковская Моздокского района РСО–Алания. В 1915–1917 гг.
учился в Московском сельскохозяйственном институте. В
1918–1922 гг. – солист-певец Академического хора отдела на-
родного образования Горской республики во Владикавказе.
В эти же годы пел в Красноармейском театре «Красная звез-
да», в осетинском любительском хоре, в первой горской опере
Главполитпросвета. В 1922–1956 гг. – преподаватель музыки
и пения в школах, педучилище, пединституте Орджоникидзе.
В 1931 г. – руководитель оркестра народных инструментов, в
1932–1935 гг. – певец и музыкальный редактор Северо-Осетин-
ского радио. В 1934 г. – преподаватель музыки в североосетин-
ской и чечено-ингушской театральных студиях. Организатор
и художественный руководитель детского ансамбля песни и пляски при Северо-Осетинском Дворце
пионеров (1935). В 1943–1946 гг. – художественный руководитель и дирижер Северо-Осетинского
ансамбля песни и пляски.
Творческие интересы Ефима Колесникова фокусировались в области вокальной и хоровой музы-
ки, песенного фольклора народов Северного Кавказа. Музыкант не имел профессионального компо-
зиторского образования, но он был богато одарен природой: обладал, помимо способности к сочини-
тельству, прекрасным певческим голосом, комплексом данных музыканта-этнолога, педагогическим
талантом.
Все эти дарования в яркой степени проявились в деятельности Е. Колесникова уже в 30-е годы,
выдвинув его в число одного из ведущих и авторитетных музыкантов республики. Ефим Александро-
вич руководил несколькими самодеятельными хоровыми коллективами, в репертуар которых включал