Page 171 - 100_names
P. 171

170





              ной песни, популярные попевки бытового романса. Показанная в Тбилиси в декабре 1919 г. и прошед-
              шая с громадным успехом, первая опера Долидзе и сейчас не сходит со сцен многих театров страны.
                   В конце 1920-х и в 1930-х годах вел работу по собиранию и записи осетинского музыкального
              фольклора. Вскоре появляются оркестровые миниатюры В. И. Долидзе («Осетинская лезгинка», «Та-
              нец приглашения» – «Хонга-кафт» и др.). В 1931 г. он начал работать над оперой «Замира» на основе
              народных осетинских легенд «Чермен» и «Замира» (опера осталась неоконченной).
                   В.  Долидзе  стал  активным  пропагандистом  осетинского  народного  музыкального  творчества.
              Публичное исполнение симфонических обработок народных мелодий способствовало зарождению
              осетинской профессиональной музыки. Из собранного композитором огромного материала для сим-
              фонического оркестра было инструментовано 36 песен и танцевальных мелодий, которые затем ис-
              полнялись на концертах во Владикавказе и Тифлисе.
                   Сочинения: оперы – «Кето и Котэ» (комическая) (1919), «Лейла» (по пьесе Цагарели «Лезгинская
              девушка Гулджавар»,1922), «Цисана» (на сюжет Эртацминдели; Долидзе – автор либретто; пост. 1929,
              там же), неоконченная осетинская опера «Замира» (1930, отрывки); для оркестра – симфония «Азер-
              байджан» (1931–1932), фантазия «Ивериада» (1925), марш «В стране нартов»; романсы (9); обработки
              – осетинские народные песни и пляски в собственной записи.
                   Оперы Долидзе пронизаны народным юмором, в них композитор использовал грузинский го-
              родской музыкальный фольклор. Легко запоминающиеся мелодии, ясность гармонии способствовали
              широкой популярности музыки Долидзе. Ему принадлежат симфония «Азербайджан» (1932), симфо-
              ническая фантазия «Ивериада» (1925), концерт для фортепиано с оркестром (1932), вокальные произ-
              ведения (романсы); инструментальные сочинения; обработка осетинских народных песен и плясок в
              собственной записи.

                                                        Колесников Ефим Александрович (18.03.1891, станица
                                                   Луковская – 21.01.1975, Орджоникидзе). Композитор, педагог,
                                                   музыкально-общественный деятель, фольклорист, певец. Член
                                                   Союза композиторов с 1940 г., заслуженный деятель искусств
                                                   СОАССР (1971), заслуженный учитель РСФСР (1955).
                                                        В  1911  г.  окончил  Ардонскую  духовную  семинарию.  В
                                                   1911–1915 гг. – учитель церковно-приходской школы станицы
                                                   Луковская Моздокского района РСО–Алания. В 1915–1917 гг.
                                                   учился  в  Московском  сельскохозяйственном  институте.  В
                                                   1918–1922 гг. – солист-певец Академического хора отдела на-
                                                   родного  образования  Горской  республики  во  Владикавказе.
                                                   В эти же годы пел в Красноармейском театре «Красная звез-
                                                   да», в осетинском любительском хоре, в первой горской опере
                                                   Главполитпросвета. В 1922–1956 гг. – преподаватель музыки
                                                   и пения в школах, педучилище, пединституте Орджоникидзе.
                                                   В 1931 г. – руководитель оркестра народных инструментов, в
                                                   1932–1935 гг. – певец и музыкальный редактор Северо-Осетин-
                                                   ского радио. В 1934 г. – преподаватель музыки в североосетин-
                                                   ской  и  чечено-ингушской  театральных  студиях.  Организатор
              и художественный руководитель детского ансамбля песни и пляски при Северо-Осетинском Дворце
              пионеров (1935). В 1943–1946 гг. – художественный руководитель и дирижер Северо-Осетинского
              ансамбля песни и пляски.
                   Творческие интересы Ефима Колесникова фокусировались в области вокальной и хоровой музы-
              ки, песенного фольклора народов Северного Кавказа. Музыкант не имел профессионального компо-
              зиторского образования, но он был богато одарен природой: обладал, помимо способности к сочини-
              тельству, прекрасным певческим голосом, комплексом данных музыканта-этнолога, педагогическим
              талантом.
                   Все эти дарования в яркой степени проявились в деятельности Е. Колесникова уже в 30-е годы,
              выдвинув его в число одного из ведущих и авторитетных музыкантов республики. Ефим Александро-
              вич руководил несколькими самодеятельными хоровыми коллективами, в репертуар которых включал
   166   167   168   169   170   171   172   173   174   175   176