Page 172 - 100_names
P. 172
171
и собственные песни. Почти все его сочинения благожелательно принимались исполнителями и слу-
шателями. Интересен, в частности, факт исполнения песни Е. Колесникова «Над горами тучи вьются»
на слова А. Исакова сводным хором в количестве 1100 человек во время республиканского праздника
джигита в 1937 г. в Орджоникидзе.
Песни Колесникова входили в репертуар Государственного ансамбля песни и пляски Северной
Осетии. Среди наиболее часто звучавших в тот период хоровых произведений – «Песня терских пар-
тизан о Семене Буденном», «Казачка», «Казачья плясовая» на слова А. Исакова, «С победой, горные
орлы» на слова С. Стальского, «Стальная армия» на слова Б. Боциева, «Осетинская кавалерийская» на
слова А. Тандуева.
В годы войны композитор написал ряд песен антивоенного содержания, посвященных героизму
советских людей: «Народ никогда не простит» на слова И. Луганчанина, «Партизанская» на слова
Б. Боциева, «Вперед, молодое поколение» на слова Г. Кайтукова. Все они вошли в репертуар Ансамбля
песни и пляски Северной Осетии.
После войны композитор пишет песни лирические, патриотические, посвященные трудовым
будням и достижениям советских людей. Следует отметить, в первую очередь, «Думу о родной земле»
на слова А. Исакова, «Фестивальную молодежную», «Дорогу к звездам» на слова А. Гулуева, «Песню
о трудовых резервах» на слова Н. Никуляка, «Фестивальный марш» на слова Пальчикова, «Страну
комсомолию» на слова Е. Долматовского, «Русскую березку» на слова Т. Ефимцова.
С 20-х годов Ефим Колесников собирал казачий, осетинский, ингушский песенный фольклор.
Музыкант записал 120 песен терских казаков, свыше 70 осетинских песен, несколько ингушских ме-
лодий. Результаты этой деятельности зафиксированы в сборниках «Осетинский музыкальный фоль-
клор» (1948), «Сборник песен для осетинских школ» (1960), «Чеченские и ингушские мелодии и
песни» (1962). Некоторые из народных казачьих и осетинских песен Колесников обработал для сме-
шанного хора a cappella. Наиболее удачные из них – «Долина моя, долинушка», «Уж вы горы мои,
кавказские!», «А кумушки шьют», «Фсати» на стихи К. Хетагурова, «Дыгуры партизанты зарӕг»,
«Бӕтӕйы фыртты зарӕг», «Ботъоты Гӕмӕты зарӕг», «Чермены зарӕг».
Особое место в творческом наследии композитора занимают песни и романсы на стихи К. Хета-
гурова. Колесников, хорошо знавший осетинский фольклор, поэзию, язык, сумел передать мелодию
стихов Коста, особенно любил его поэтический сборник «Ирон фӕндыр», в котором часто черпал
свое вдохновение. Заслуживают внимания детские песни Колесникова на стихи К. Хетагурова, а так-
же два его романса, в частности, «Весна» и «Ӕй, джиди!» («О, если бы!»).
Награжден орденом «Знак Почета», Почетными грамотами Президиума Верховного Совета
РСФСР и СОАССР, медалями «За оборону Кавказа», «За трудовую доблесть в Великой Отечественной
войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд».
Поляниченко Александр Александрович (псевдоним – Полянич) (11/23.12. 1895, Путивль –
29.02. 1968, Орджоникидзе). Композитор, скрипач, музыкально-общественный деятель, мастер смыч-
ковых инструментов. Заслуженный деятель искусств СОАССР (1947).
В 1912–1915 гг. посещал музыкальные курсы в Москве, где учился игре на скрипке. В 1915 г.
окончил Императорское Строгановское художественно-промышленное училище. В 1916–1920 гг. –
учитель рисования в путивльской средней школе. В 1920–1922 гг. – зав. художественным сектором
Политпросвета в Мариуполе, брал уроки игры на скрипке у И. Закома. В 1922–1926 гг. учился в Дон-
ской консерватории (Ростов-на-Дону) по классу скрипки у В. Португалова и И. Зелихмана, по теории
музыки у Н. Хейфеца. С 1927 г. жил в Северной Осетии. В 1927–1937 гг. – скрипач симфонического
оркестра городского парка «Трек» во Владикавказе. В 1934–1941 гг. – зав. музыкальной частью город-
ского театра. В 1935–1955 гг. – зав. музыкальной частью Осетинского драматического театра. Один из
организаторов, в 1939–1948, 1956–1961 гг. – председатель Союза композиторов СОАССР.
26 ноября 1944 г. на сцене Северо-Осетинского драматического театра состоялась премьера спек-
такля «Желание Паша» по пьесе Д. Туаева в постановке Б. Борукаева. Музыкальная комедия настоль-
ко пришлась по душе зрителям, что выдержала 500 (!) представлений и не сходила со сцены 30 лет!
Далеко не последнюю роль в успехе спектакля сыграла музыка Александра Поляниченко.
В Осетинском театре Полянич проработал 20 лет, оформил около 50 спектаклей, лучшие из кото-
рых – «Король Лир», «Отелло», «Женихи», «Нарт Батраз», «Двенадцатая ночь» и другие, запомнились