Page 173 - 100_names
P. 173
172
зрителям не только актерской игрой, режиссурой, сценографи-
ей, но и образной, выразительной музыкой.
Работая в Осетинском театре, композитор приобрел опыт
для написания оперы, о которой мечтал еще в 30-годы. В 1943 г.
А. Поляниченко обратился к поэме К. Хетагурова «Фатима»,
по которой написал оперу, завершив ее в клавире в 1949 г. «Фа-
тима» представляет собой одно из лучших сочинений А. По-
ляниченко.
А. Поляниченко был известным в СССР мастером смыч-
ковых инструментов. Он сделал 96 скрипок и 12 альтов, на
лучших из его инструментов играли такие скрипачи-виртуозы,
как Галина Баринова и Игорь Безродный. В 1956 г. на II Всесо-
юзном конкурсе смычковых инструментов скрипка Полянича
завоевала первое место, ныне она хранится в государственной
коллекции струнных инструментов в Москве. По заказу орке-
стра радиокомитета СОАССР в конце 30-х годов Полянич ре-
конструировал осетинские народные инструменты.
Награжден орденом «Трудового Красного Знамени»
(1960), медалями «За оборону Кавказа» (1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне
1941–1945 гг.» (1945).
Кокойти Татаркан Ясонович (17.03.1908, с. Маскуты-
ком Южной Осетии – 03.04.1980, Орджоникидзе). Компози-
тор, фольклорист, дирижер, музыкально-общественный дея-
тель. Заслуженный деятель искусств СОАССР (1947).
Начальное музыкальное образование получил в Тифлисской
музыкальной школе по классу скрипки Г. Шотниева. В 1919 г.
окончил Тифлисское железнодорожное училище, в 1923 г. –
Тифлисское культурно-техническое училище. В 1924–1926 гг.
учился композиции в Тбилисской консерватории. С 1924 г. –
участник, в 1927–1931 гг. – руководитель осетинского драма-
тического кружка в Тифлисе. В 1934–1936 гг. – руководитель
организованного им оркестра народных инструментов, затем –
вокально-хореографической группы в Цхинвали. В 1934–
1936 гг. – художественный руководитель драматического и тан-
цевального кружков Бесланского маисового комбината, в 1938–
1946 гг. – художественный руководитель Северо-Осетинского
государственного ансамбля песни и пляски. В 1939–1941 гг. –
студент осетинской студии Московской консерватории по клас-
су композиции Г. И. Литинского. В 1946–1948 гг. – художествен-
ный руководитель филармонии СОАССР. В 1948–1956 гг. – председатель Союза композиторов СОАССР.
Будучи студентом, в 20-е годы Т. Кокойти участвовал в работе Тифлисского осетинского драма-
тического кружка, выступая в качестве актера, драматурга, композитора. Им было сыграно несколько
ролей, в том числе, роль Дуртула в «Амране» Е. Бритаева (к этому же спектаклю Т. Кокойти написал
музыку). В Тифлисском осетинском любительском театре было поставлено несколько пьес Т. Кокой-
ти, среди которых: «13 коммунаров», «Мир перевернулся», «Кровавое время» (1929–1930), комедия
«Путешествие Губидты» (1930–1931), музыкальные комедии «Муж и жена» (1926–1927), «Жених
Дацци» (1929–1930).
Созданный в 1928 г. Татарканом Кокойти колхозный передвижной театр играл важную куль-
турно-просветительскую роль, выступал в самых отдаленных селах Южной Осетии с концертами и
спектаклями. В 1931 г. музыкант организовал ансамбль осетинских народных инструментов, а затем
вокально-хореографическую группу, в которой начинали свой путь известные впоследствии музыкан-
ты-профессионалы: певец Г. Плиев, композиторы X. Плиев, Д. Хаханов.