Page 173 - 100_names
P. 173

172





                                                   зрителям не только актерской игрой, режиссурой, сценографи-
                                                   ей, но и образной, выразительной музыкой.
                                                        Работая в Осетинском театре, композитор приобрел опыт
                                                   для написания оперы, о которой мечтал еще в 30-годы. В 1943 г.
                                                   А. Поляниченко обратился к поэме К. Хетагурова «Фатима»,
                                                   по которой написал оперу, завершив ее в клавире в 1949 г. «Фа-
                                                   тима» представляет собой одно из лучших сочинений А. По-
                                                   ляниченко.
                                                        А. Поляниченко был известным в СССР мастером смыч-
                                                   ковых  инструментов.  Он  сделал  96  скрипок  и  12  альтов,  на
                                                   лучших из его инструментов играли такие скрипачи-виртуозы,
                                                   как Галина Баринова и Игорь Безродный. В 1956 г. на II Всесо-
                                                   юзном конкурсе смычковых инструментов скрипка Полянича
                                                   завоевала первое место, ныне она хранится в государственной
                                                   коллекции струнных инструментов в Москве. По заказу орке-
                                                   стра радиокомитета СОАССР в конце 30-х годов Полянич ре-
                                                   конструировал осетинские народные инструменты.
                                                        Награжден  орденом  «Трудового  Красного  Знамени»
              (1960), медалями «За оборону Кавказа» (1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне
              1941–1945 гг.» (1945).

                                                        Кокойти  Татаркан  Ясонович  (17.03.1908,  с.  Маскуты-
                                                   ком  Южной  Осетии  –  03.04.1980,  Орджоникидзе).  Компози-
                                                   тор,  фольклорист,  дирижер,  музыкально-общественный  дея-
                                                   тель. Заслуженный деятель искусств СОАССР (1947).
                                                        Начальное музыкальное образование получил в Тифлисской
                                                   музыкальной школе по классу скрипки Г. Шотниева. В 1919 г.
                                                   окончил  Тифлисское  железнодорожное  училище,  в  1923  г.  –
                                                   Тифлисское  культурно-техническое  училище.  В  1924–1926  гг.
                                                   учился  композиции  в  Тбилисской  консерватории.  С  1924  г.  –
                                                   участник,  в  1927–1931  гг.  –  руководитель  осетинского  драма-
                                                   тического кружка в Тифлисе. В 1934–1936 гг. – руководитель
                                                   организованного им оркестра народных инструментов, затем –
                                                   вокально-хореографической  группы  в  Цхинвали.  В  1934–
                                                   1936 гг. – художественный руководитель драматического и тан-
                                                   цевального кружков Бесланского маисового комбината, в 1938–
                                                   1946  гг.  –  художественный  руководитель  Северо-Осетинского
                                                   государственного ансамбля песни и пляски. В 1939–1941 гг. –
                                                   студент осетинской студии Московской консерватории по клас-
                                                   су композиции Г. И. Литинского. В 1946–1948 гг. – художествен-
              ный руководитель филармонии СОАССР. В 1948–1956 гг. – председатель Союза композиторов СОАССР.
                   Будучи студентом, в 20-е годы Т. Кокойти участвовал в работе Тифлисского осетинского драма-
              тического кружка, выступая в качестве актера, драматурга, композитора. Им было сыграно несколько
              ролей, в том числе, роль Дуртула в «Амране» Е. Бритаева (к этому же спектаклю Т. Кокойти написал
              музыку). В Тифлисском осетинском любительском театре было поставлено несколько пьес Т. Кокой-
              ти, среди которых: «13 коммунаров», «Мир перевернулся», «Кровавое время» (1929–1930), комедия
              «Путешествие  Губидты»  (1930–1931),  музыкальные  комедии  «Муж  и  жена»  (1926–1927),  «Жених
              Дацци» (1929–1930).
                   Созданный  в  1928  г.  Татарканом  Кокойти  колхозный  передвижной  театр  играл  важную  куль-
              турно-просветительскую роль, выступал в самых отдаленных селах Южной Осетии с концертами и
              спектаклями. В 1931 г. музыкант организовал ансамбль осетинских народных инструментов, а затем
              вокально-хореографическую группу, в которой начинали свой путь известные впоследствии музыкан-
              ты-профессионалы: певец Г. Плиев, композиторы X. Плиев, Д. Хаханов.
   168   169   170   171   172   173   174   175   176   177   178