Page 170 - 100_names
P. 170
169
Бориса Александровича был талантливый Заур Гаглоев, окончивший Ленинградский центральный
техникум и I курс консерватории, погибший в боях под Ленинградом в 1941 г. в числе других студен-
тов-добровольцев.
Легендами овеян так называемый «культпоход» руководимого Б. Галаевым музыкально-самоде-
ятельного коллектива, отправившегося с концертами по маршруту Джава–Алагир–Орджоникидзе–
Ленинград. По пути своего следования коллектив выступал во всех населенных пунктах Южной и
Северной Осетии. За месяц пребывания в Ленинграде ансамбль дал несколько концертов, один из
которых посетил С. М. Киров. Под началом Галаева осетинская молодежь познакомилась с музеями,
театрами, историко-культурными достопримечательностями северной столицы.
Любовь к осетинской песне была основной движущей силой многосторонней деятельности
Б. Галаева. С 1928 г. музыкант вел фонозапись народной музыки в Северной и Южной Осетии, зафик-
сировал более 700 мелодий. Плод его многолетней научно-практической деятельности – книга «Осетин-
ские народные песни» (1964). Нотно-поэтический сборник, содержащий ценные вступительные статьи
Б. Галаева «Осетинская народная музыка» и В. Абаева «Осетинская традиционная героическая песня»,
записи песен, сказаний, причитаний, инструментальных наигрышей (в целом 100 номеров) до сегодняш-
них дней остается единственным фундаментальным трудом в области осетинского этномузыкознания.
Двумя своими театральными работами – музыкальной комедией «Жених» и музыкальной драмой
«Нарт Батраз», основанными на авторском преломлении народно-песенного, народно-танцевального
музыкального материала, Галаев проторил пути к созданию национальной оперы. Заметным явле-
нием в истории осетинского драматического театра стал спектакль «Хазби» по пьесе Е. Бритаева с
музыкой Галаева.
Одна из самых больших удач Галаева-композитора – музыка к кинофильму «Фатима» (написан-
ная совместно с А. Кереселидзе), поставленному по одноименной поэме Коста Хетагурова. Творче-
ство Бориса Александровича Галаева, как и сама его светлая незаурядная личность, останутся незаб-
венными, сохранятся в благодарной памяти многих и многих людей. Галаев навсегда принадлежит
осетинской истории и культуре. Его деяния вписаны в яркие страницы культурной летописи Совет-
ской Осетии.
Награжден орденом «Знак Почета» (1941), медалями «За оборону Кавказа» (1944), «За доблест-
ный труд» (1946, 1958).
В 1989 г. «за создание осетинской профессиональной музыки» Б.А. Галаеву посмертно присуж-
дена Государственная премия им. К.Л. Хетагурова.
Долидзе Виктор Исидорович (18(30).07.1890, Озурге-
ти, Кутаисская губерния – 24.05.1933, г. Тбилиси). Грузинский
композитор, внесший большой вклад в развитие осетинской
музыкальной культуры. Им собрано, записано и изучено свыше
200 осетинских народных песен и танцевальных наигрышей.
Музыкальные способности будущего композитора обнаружи-
лись очень рано: еще ребенком он хорошо играл на гитаре, а в
юности, став превосходным гитаристом, завоевал известность
в музыкальных кругах Тбилиси. В 1910 г. на конкурсе мандо-
линистов получил первую премию.
Отец, невзирая на крайнюю бедность, определил юного
Виктора в Тифлисское коммерческое училище. По окончании
его Долидзе, переехав в Киев, поступил в Коммерческий ин-
ститут и одновременно в музыкальное училище (по классу
скрипки у М. Г. Эрденко). Однако окончить его не удалось, и
композитор вынужден был до конца жизни оставаться талант-
ливейшим самоучкой.
Свою первую и лучшую оперу – «Кето и Котэ» – Долидзе
написал в 1918 г. в Тбилиси. Впервые грузинская опера была
насыщена едкой сатирой на представителей господствовавших в дореволюционной Грузии слоев об-
щества. Впервые на грузинской оперной сцене зазвучали простые напевы грузинской городской улич-
22 Сто имён