Page 170 - 100_names
P. 170

169





          Бориса Александровича был талантливый Заур Гаглоев, окончивший Ленинградский центральный
          техникум и I курс консерватории, погибший в боях под Ленинградом в 1941 г. в числе других студен-
          тов-добровольцев.
               Легендами овеян так называемый «культпоход» руководимого Б. Галаевым музыкально-самоде-
          ятельного коллектива, отправившегося  с концертами по маршруту  Джава–Алагир–Орджоникидзе–
          Ленинград. По пути своего следования коллектив выступал во всех населенных пунктах Южной и
          Северной Осетии. За месяц пребывания в Ленинграде ансамбль дал несколько концертов, один из
          которых посетил С. М. Киров. Под началом Галаева осетинская молодежь познакомилась с музеями,
          театрами, историко-культурными достопримечательностями северной столицы.
               Любовь  к  осетинской  песне  была  основной  движущей  силой  многосторонней  деятельности
          Б. Галаева. С 1928 г. музыкант вел фонозапись народной музыки в Северной и Южной Осетии, зафик-
          сировал более 700 мелодий. Плод его многолетней научно-практической деятельности – книга «Осетин-
          ские народные песни» (1964). Нотно-поэтический сборник, содержащий ценные вступительные статьи
          Б. Галаева «Осетинская народная музыка» и В. Абаева «Осетинская традиционная героическая песня»,
          записи песен, сказаний, причитаний, инструментальных наигрышей (в целом 100 номеров) до сегодняш-
          них дней остается единственным фундаментальным трудом в области осетинского этномузыкознания.
               Двумя своими театральными работами – музыкальной комедией «Жених» и музыкальной драмой
          «Нарт Батраз», основанными на авторском преломлении народно-песенного, народно-танцевального
          музыкального материала, Галаев проторил пути к созданию национальной оперы. Заметным явле-
          нием в истории осетинского драматического театра стал спектакль «Хазби» по пьесе Е. Бритаева с
          музыкой Галаева.
               Одна из самых больших удач Галаева-композитора – музыка к кинофильму «Фатима» (написан-
          ная совместно с А. Кереселидзе), поставленному по одноименной поэме Коста Хетагурова. Творче-
          ство Бориса Александровича Галаева, как и сама его светлая незаурядная личность, останутся незаб-
          венными, сохранятся в благодарной памяти многих и многих людей. Галаев навсегда принадлежит
          осетинской истории и культуре. Его деяния вписаны в яркие страницы культурной летописи Совет-
          ской Осетии.
               Награжден орденом «Знак Почета» (1941), медалями «За оборону Кавказа» (1944), «За доблест-
          ный труд» (1946, 1958).
               В 1989 г. «за создание осетинской профессиональной музыки» Б.А. Галаеву посмертно присуж-
          дена Государственная премия им. К.Л. Хетагурова.

                                                    Долидзе  Виктор  Исидорович  (18(30).07.1890,  Озурге-
                                               ти, Кутаисская губерния – 24.05.1933, г. Тбилиси). Грузинский
                                               композитор,  внесший  большой  вклад  в  развитие  осетинской
                                               музыкальной культуры. Им собрано, записано и изучено свыше
                                               200 осетинских народных песен и танцевальных наигрышей.
                                               Музыкальные способности будущего композитора обнаружи-
                                               лись очень рано: еще ребенком он хорошо играл на гитаре, а в
                                               юности, став превосходным гитаристом, завоевал известность
                                               в музыкальных кругах Тбилиси. В 1910 г. на конкурсе мандо-
                                               линистов получил первую премию.
                                                    Отец, невзирая на крайнюю бедность, определил юного
                                               Виктора в Тифлисское коммерческое училище. По окончании
                                               его Долидзе, переехав в Киев, поступил в Коммерческий ин-
                                               ститут  и  одновременно  в  музыкальное  училище  (по  классу
                                               скрипки у М. Г. Эрденко). Однако окончить его не удалось, и
                                               композитор вынужден был до конца жизни оставаться талант-
                                               ливейшим самоучкой.
                                                    Свою первую и лучшую оперу – «Кето и Котэ» – Долидзе
                                               написал в 1918 г. в Тбилиси. Впервые грузинская опера была
          насыщена едкой сатирой на представителей господствовавших в дореволюционной Грузии слоев об-
          щества. Впервые на грузинской оперной сцене зазвучали простые напевы грузинской городской улич-

          22 Сто имён
   165   166   167   168   169   170   171   172   173   174   175