Page 14 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 14

«Священник   с   пистолетом»,   —   говорили   о   святом   отце
                  Александре   Цаликове,   близком   друге   поэта:   Волевой   и
                  решительный, он молился Богу с оружием под сутаной... За свои
                  убеждения   и   действия,   направленные   против   существующих
                  порядков,   был   ненавистен   властям   и   симпатичен   молодому
                  Хетагурову. Даже молчание его вызывало тревогу и нервозность у

                  наиболее одаренных подлецов во Владикавказе.
                        Учителя, литераторы, адвокаты, издатели, священник... Костас
                  иронией относился к интеллигентщине, но ценил интеллигенцию,
                  не понимая порой, кем же является сам. Не перевоплощаясь, он
                  был   и   прост,   и   сложен,   доходчив   и   недоступен,   элегантен   и
                  неуклюж...
                        Цепкий   ум,   незаурядная   эрудиция   земляка,   пропахшего
                  Петербургом, — его стачками, демонстрациями, а, главное, идеями,
                  в основе которых были новые принципы народовластия, снискали
                  Кос-та   уважение   этих   людей.   В   свою   очередь,   встречи   Коста   с
                  новыми   друзьями   обогащали   его   память   необходимой   для   него
                  разнообразной информацией, — он всегда был в курсе наиболее
                  значительных событий в пределах города, края...
                        Одним   из   самых   близких   по   духу   представителей   русской
                  интеллигенции   во   Владикавказе   была   для   поэта   Варвара
                  Григорьевна Шредере, влюбленная в Кавказ душою подвижника, а
                  не осквернителя,  какими казались Коста типы вроде солдафона,
                  начальника  Терской  области  генерала  Каханова  и  иже  с ним.  А

                  главное — она была учителем. Синоним учителя по тем временам и,
                  думается   не   только   по   тем,   —   святой!   Она   была   из   тех
                  представительниц русского народа, о которых поразительно хорошо
                  в одном из своих писем к другу сказал А. Куприн: «Мы, русские, так
                  уж созданы нашим русским Богом, что умеем болеть чужой болью,
                  как своей. Сострадаем Польше и отдаем за нее жизнь, распинаемся
                  за еврейское равноправие, плачем о бурах, волнуемся за Болгарию,
                  идем   волонтерами   к   Гарибальди...   И   никто   не   способен   так
                  великодушно, так скромно, так бескорыстно и так искренне бросить
                  идеи о счастии будущего человечества, как мы».
                        Как свежий ветер с гор ворвались со страниц газет стихи Коста
                  — печальные, гневные, мятежные, как его дух, бунтующий даже
                  когда   он   спал   или   предавался   мгновенному   созерцанию...
                  Декадентский   хлам   с   розанами,   амурчиками,   плебейской

                  чувственностью, инфантильными вздохами и социальной слепотой
                  был отброшен и сожжен палящим огнем поэзии Коста.
                        Имя   Коста   приобретает   все   большую   популярность.   В   его
                  стихотворениях,   как   в   одах   Гомера   и   лучших   стихах   Уитмена,
                  слышны голоса, песни, стоны и проклятия, пугающие количеством
                  и натиском «униженных и оскорбленных»!

                                                                12
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19