Page 15 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 15

Суровая правда была нежной музой его воинственной лирики и
                  лучших его живописных полотен, в которых, несмотря на влияние
                  патриарха классицизма П. Чистякова и его школы, виден и слышен
                  пульсирующий ритм отчей земли.
                        В комментариях рецензентов на живописные работы Хетагу-
                  рова   говорится   о   мягкости   тонов,   о   правильности   тела,   об

                  изумительной   натуральности,   но   нет   ни   единого   слова   о
                  пронзительной любви художника к дорогим его сердцу образам, в
                  которых, что бы он не писал, светились черты его народа.
                        «Маленьким   дикарем»  в  газете   «Терские  ведомости»  назван
                  мальчик-каменотес   с   картины   «На   школьной   скамье   жизни»,   в
                  котором Коста, возможно, видел свое детство — всю его чистоту и
                  невинность.
                        Поэт любил... Трогательна привязанность к Анне Поповой... «В
                  то время вы, вероятно, и не подозревали, что какой-то оборванец
                  осетин,   мозоливший   всем   глаза   на   бульваре,   только   затем   и
                  просиживал   там   по   целым   дням,   чтобы   обменяться   хоть   одним
                  взглядом   с   поработившей   его   незнакомкой».   Как   видим,   стиль
                  письма   намеренно   грубоват   и   натуралистичен...   В   последующих
                  письменных   признаниях   поэта   ощущается   налет   обреченности,
                  неверие во взаимность... Но что мог предложить благовоспитанной
                  барышне,   дочери   состоятельного   господина   бедный   поэт?   —
                  Пасхальный поэтический экспромт или приглашение на концерт,
                  скучный   потому,   что   там   не   будет   цвета   богемы...   Наш   Вертер

                  пишет   строки,   посвященные   отъезду   Анны   из   Владикавказа   в
                  Тифлис.
                        Уникальна   техника   исполнения   поэтического   эскиза   —
                  короткими   тончайшими   штрихами...   Мозаичность,   дробность
                  превращают мир в мирок... Чего здесь больше: боли, мести или
                  сострадания к юности, обманутой мнимым благополучием?..


                                          Высокий барский дом... подъезд с гербом
                                          старинным...
                                          Узорчатый балкон... стеклянный мезонин...
                                          Закрытый экипаж... ямщик с пером павлииым.
                                          И с медною трубой кондуктор-осетин...
                                          Швейцар с подушками... лакей с дорожной
                                          кладью... —

                                          Уложена постель... увязан чемодан...
                                          Шкатулка с письмами... с заветною тетрадью...
                                          Вуаль пунцовая и стройный гибкий стан...
                                          Толпа друзей, родных... улыбки... пожеланья...
                                          Формальный поцелуй... платок для мелких слез...



                                                                13
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20