Page 17 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 17

почувствовал себя совершенно одиноким во всем огромном мире».
                        Из   письма   к   В.   Шредере:   «...Я   слишком   нуждаюсь   в
                  нравственной поддержке, чтобы так скоро выбросить меня за борт
                  товарищеской   заботливости.   Положение   мое   не   поддается
                  описанию... Я отрезан от всего».
                        Этим   «всем»   был   прежде   всего   многонациональный   Кавказ,

                  который кипел массой неразрешимых проблем, возникающих на
                  каждом   шагу   в   силу   чуть   ли   не   поголовной   безграмотности,
                  невежества,   порождающих   распри,   непонимание,   протест,
                  религиозный   фанатизм...   Неспособность   прогнившей   царской
                  администрации создать хоть видимость порядка в одной из своих
                  отдаленных   вотчин,   породила   совершенно   вульгарные,
                  извращенные методы воздействия на так называемое «туземное»
                  население   края...   Пышным   цветом   расцветали   коррупция,
                  преступность,   национальный   шовинизм...   Царизм   по   принципу
                  «разделяй и властвуй» натравливал народы и народности Кавказа
                  друг   на   друга,   отнимал   у   них   жалкие   права   и   даже   право
                  отправления культов... К этой, далеко не полной картине, остается
                  прибавить наступление капитализма, грабящего нации и богатства
                  края с неукротимой жестокостью Его Препохабия...
                        Во   всем   этом   надо   было   разобраться.   И,   конечно,   найти
                  трибуну, с которой можно было бы сказать свое веское слово. Конец
                  прошлого века был, пожалуй, апофеозом цензурного всевластия.
                        В этих условиях взгляд Коста останавливается на единственной

                  частной   газете   Ставрополя.   Надо   было   обладать   незаурядной
                  гибкостью   и   личным   мужеством,   чтобы,   будучи   в   ссылке,
                  полубульварное издание, существующее в основном за счет дачи
                  объявлений   и   рекламы,   превратить   в   рупор   масс,   пытающихся
                  осознать свою роль и место в жизни. Неутомимым проводником
                  наиболее зрелых идей, чаяний и желаний этих масс и стал Коста
                  Хетагуров. Именно здесь проявились его недюжинные способности.
                  Он обнаруживает знания чуть ли не в каждой, даже специальных
                  областях   человеческой   деятельности.   Не   получая   никакой
                  организованной   информации,   он,   тем   не   менее,   знал   все   и   обо
                  всем!.. Во всяком случае, создается именно такое впечатление, когда
                  знакомишься с корреспонденцией,  подписанной именем «Коста»
                  или псевдонимом «Нарон».
                        Газета,   деятельность   которой   поднимала   мелкие,   мутные

                  гребешки   «по   поводу   без   повода»,   стала   окатывать   своих
                  подписчиков   свинцовыми   валами   огромной   социальной   силы   и
                  значимости.   Один   такой   «вал»   оказался,   выражаясь   образно,
                  «девятым»! Речь идет о публикации поэмы-пародии Коста «Кому
                  на Руси жить хорошо», где наглядно и более чем убедительно дается
                  срез всех слоев общества на всех ступенях экономико-политической

                                                                15
   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22