Page 17 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 17
почувствовал себя совершенно одиноким во всем огромном мире».
Из письма к В. Шредере: «...Я слишком нуждаюсь в
нравственной поддержке, чтобы так скоро выбросить меня за борт
товарищеской заботливости. Положение мое не поддается
описанию... Я отрезан от всего».
Этим «всем» был прежде всего многонациональный Кавказ,
который кипел массой неразрешимых проблем, возникающих на
каждом шагу в силу чуть ли не поголовной безграмотности,
невежества, порождающих распри, непонимание, протест,
религиозный фанатизм... Неспособность прогнившей царской
администрации создать хоть видимость порядка в одной из своих
отдаленных вотчин, породила совершенно вульгарные,
извращенные методы воздействия на так называемое «туземное»
население края... Пышным цветом расцветали коррупция,
преступность, национальный шовинизм... Царизм по принципу
«разделяй и властвуй» натравливал народы и народности Кавказа
друг на друга, отнимал у них жалкие права и даже право
отправления культов... К этой, далеко не полной картине, остается
прибавить наступление капитализма, грабящего нации и богатства
края с неукротимой жестокостью Его Препохабия...
Во всем этом надо было разобраться. И, конечно, найти
трибуну, с которой можно было бы сказать свое веское слово. Конец
прошлого века был, пожалуй, апофеозом цензурного всевластия.
В этих условиях взгляд Коста останавливается на единственной
частной газете Ставрополя. Надо было обладать незаурядной
гибкостью и личным мужеством, чтобы, будучи в ссылке,
полубульварное издание, существующее в основном за счет дачи
объявлений и рекламы, превратить в рупор масс, пытающихся
осознать свою роль и место в жизни. Неутомимым проводником
наиболее зрелых идей, чаяний и желаний этих масс и стал Коста
Хетагуров. Именно здесь проявились его недюжинные способности.
Он обнаруживает знания чуть ли не в каждой, даже специальных
областях человеческой деятельности. Не получая никакой
организованной информации, он, тем не менее, знал все и обо
всем!.. Во всяком случае, создается именно такое впечатление, когда
знакомишься с корреспонденцией, подписанной именем «Коста»
или псевдонимом «Нарон».
Газета, деятельность которой поднимала мелкие, мутные
гребешки «по поводу без повода», стала окатывать своих
подписчиков свинцовыми валами огромной социальной силы и
значимости. Один такой «вал» оказался, выражаясь образно,
«девятым»! Речь идет о публикации поэмы-пародии Коста «Кому
на Руси жить хорошо», где наглядно и более чем убедительно дается
срез всех слоев общества на всех ступенях экономико-политической
15