Page 189 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 189

Он   чудом   уцелел   в   тяжкое   время   Великой   Отечественной!
                  Колотился в бомбовом отсеке самолета, примерзал к суглинку окопов,
                  летел пулей в первых шеренгах атакующих, первым снимал войска и
                  фельдмаршала   сдавшейся   в   плен   фашистской   армии,   ее   крестных
                  отцов  в   Нюрнберге,  в   честь  победы   с  незнакомыми   друзьями   пил
                  спирт на капоте военного «джипа»...
                        Его   работоспособность   в   мире   кинематографистов   не   имела
                  примера для сравнения. Времена года, времена суток, чередование
                  дня и ночи не имели никакого отношения к распорядку его рабочего
                  времени, которое не имело ни начала, ни середины, ни конца... Время
                  он мог ставить «с ног на голову». В лучших случаях, вставая в шесть
                  утра, он замертво падал в постель глубокой ночью, и даже сон был
                  просто моментальной фикцией покоя, ибо волна забот накатывалась
                  на   волну   проблем   с   частотой   маятника   ручных   часов,   и   в   этом
                  сумасшедшем темпе прошла, очевидно, вся его жизнь!... Вспоминается
                  такой эпизод. Симферополь. В толпе отдыхающих, плотной массой
                  идущих к зданию аэропорта, вижу мастера. У всех в руках саквояжи,
                  баулы,   сумки,   авоськи,   шляпы,   транзисторные   магнитофоны,
                  приемники,   корзины   с   фруктами...   У   мастера   —   только   печатная
                  машинка. В левой руке — сигарета...
                        В последние годы своей жизни, оскорбленный ее скоротечностью,
                  он бросил ей вызов и стал работать еще напряженнее и бойче, пытаясь
                  обмануть   и   годы,   и   себя,   и   всех   тех,   кто   видел   его   спящим   на
                  просмотрах. Но сны мастера были вещие! Подобно медиуму, он видел
                  сквозь сон... Порой его веки смыкались сразу же, как только в зале гас
                  свет, словно ему подсунули ролик с рекламой снотворного... Но вот
                  свет на экране гаснет и что же? — Он делает ряд замечаний, отмечает
                  удачи,   предлагает   переставить   местами   несколько   эпизодов,
                  объясняет,   какие   и   в   какой   последовательности,   и   на   глазах
                  обалдевшего курса, ведь все до одного видели, что он спит, заявляет:
                  «Кто следующий, ребята, у меня времени в обрез!» Создавая фильм за
                  фильмом, он порой месяцами не появлялся в институте, и какие-то
                  люди пытались разделить с нами горечь забвения. Но это был лучший
                  урок мастера! Его никогда не брал гипноз «учительства». Он набирал
                  курс, а не птенцов, ждущих, когда же прилетит родич и вложит что-
                  нибудь в клюв каждому из нас. Конечно, нам его всегда не хватало,
                  даже когда он был рядом. Он являлся, как мессия, а исчезал, как ядро
                  пушки, и часто нам было неизвестно, на каком континенте трещит его
                  камера, и как скоро он подарит нам бесценные минуты общения с
                  ним. Но это была приятная неизвестность, и каждый из нас горячо
                  желал только одного: лишь бы он был здоров!
                        Он   был   одним   из   пионеров   так   называемого   «авторского»
                  фильма. Очевидно, не было, нет и не будет не авторских фильмов, но
                  речь   идет   о   желании,   захлестнувшим   документалистов   мира,   быть
                  намеренно   тенденциозными   по   отношению   к   объекту   внимания,



                                                               187
   184   185   186   187   188   189   190   191   192   193   194