Page 31 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 31

Развивая эту мысль, скажем, что проблема добра и зла в фокусе
                  почти всех произведений Коста, но берет он ее в работу не как
                  неизменный   трафарет   для   интересных   экспериментов   —   он
                  выхватывает   эту   проблему   всякий   раз   из   многоликой,   полной
                  сомнений и противоречий действительности...
                        Это   не   трагик,   пытающийся   выжать   слезу   и   призвать   к

                  милосердию.   Не   спекулянт,   торгующий   картинками   из   горской
                  жизни. И не демагог, подменяющий дилемму проблемой, проблему
                  —   решением,   решение   —   выводом   и   —   рекламой   их
                  непогрешимости...
                        Ценно, что аксессуары, детали его литературных и поэтических
                  картин не доминируют и не мешают жизни мысли, не растворяют
                  эту   мысль   в   себе,   превращаясь   в   идолов   и   божков   «истинно
                  национального», а по существу — идеалистического храма...
                        Движению   этой   мысли   не   мешает   умеренная,   неназойливая
                  метафоричность   и,   кстати,   метафорой   поэт   пользуется   не   для
                  украшения, не для создания дополнительного образа или системы
                  образов, а для трансформации мысли, ее целостности и чистоты!
                        Летом   1901   года   Коста   переезжает   из   Ставрополя   во
                  Владикавказ. По сообщениям, взятым произвольно из прессы в этот
                  последний период жизни поэта, мы узнаем, что К. Хетагуров пишет
                  открытое письмо к общественности с призывом организовать «для
                  людей   неимущего   класса   дешевые   благоустроенные   столовые   и
                  чайные»,   принимает   участие   в   работе   правления   Общества

                  распространения образования и технических сведений среди горцев
                  Терской области, организует выставки своих картин и сожалеет о
                  похищении ящика с красками, которые подарил ему В. Верещагин...
                        Пожизненная   нужда,   многолетняя   болезнь,   преследования
                  царской администрации, ссылки, изнурительный труд не прошли
                  бесследно.   Летом   1933   года   состояние   поэта   резко   ухудшилось.
                  Близкий и понятный десяткам тысяч людей, он вкусил щемящую
                  горечь забвения и безысходного одиночества...
                        Записки Коста к родственнику С. Джанаеву-Хетагурову:
                        «Дорогой   Садулла!   Мне   нужны   два   рубля   на   хозяйственные
                  нужды. Пришли их с подателем. Коста».
                        «Садулла, пришли один рубль — на чай и сахар. Твой Коста».
                        «Садулла,   пришли   на   домашний   обиход   один   рубль.   Твой
                  Коста».

                        «Садулла, у меня страшное биение сердца, все тело дрожит,
                  скорей доктора!»
                        Сестра поэта, Ольга Кайтмазова-Хетагурова публикует в газете
                  «Казбек» письмо о тяжелом положении брата. Г. Дзасохов, друг
                  Коста, публикует открытое письмо к осетинской интеллигенции с
                  призывом организовать фонд помощи великому осетинскому поэту.

                                                                29
   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36