Page 30 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 30

систематически              печатаются            статьи,         пропагандирующие
                  марксистскую литературу, рецензии на книги Ф. Энгельса, В. И.
                  Ленина.
                        Из секретного донесения Терского жандармского управления в
                  департамент   полиции:   «Издающаяся   в   Ставрополе   газета
                  «Северный Кавказ» имеет сотрудниками почти исключительно лиц

                  политически неблагонадежных...».
                        Голос Коста звучит набатом. Он публикует статьи, в которых не
                  осталось   никаких   иллюзий   и   надежд   на   гуманность   и
                  сознательность общества вне классовых интересов его индивидов...
                        Статьи   становятся   жестче.   Острота   социальных   мотивировок
                  дает   все   основания   быть   уверенным   в   том,   что   перед   нами
                  революционный   демократ,   прошедший   через   все   этапы
                  революционного движения масс — от народничества до марксизма.
                  У   поэта   нет   теоретических   трудов,   в   которых   бы   четко   и   ясно
                  прослеживалась эволюция его мировоззрения, но все его творчество
                  дает нам абсолютно точное представление об этой эволюции.
                        Здесь   лежит   принципиальная   грань,   отделяющая   все
                  творчество Коста от творчества многих его современников. Никогда
                  величие   нации   в   его   произведениях   не   выступает   как   некая
                  субъективная ценность, возникшая в недрах нации, непостижимая,
                  обусловленная   неповторимостью   его   языка,   быта,   обычаев,
                  культуры и т. д.
                        Даже в таком глубоко национальном произведении, как поэма

                  «Фатима»,  сложнейший  конгломерат  общинно-родовых  догматов
                  лишен   автором   всякой   самостоятельности,   тенденциозности   вне
                  имущественного,   материального   единства   или   противостояния
                  индивидов. Это не значит, что «Фатима» — поэтическая баррикада,
                  по   обе   стороны   которой   отстреливаются   друг   от   друга   власть
                  имущие   и   бедняки,   но   моральные,   нравственные,   этические
                  качества   персонажей,   не   извлекаясь   из   каждого   отдельного
                  характера, целиком и полностью подчинены этой движущей силе
                  трагедии;   они   не   предстают   перед   нами   как   «табу»   и   не
                  фетишируются   как   «вещь   в   себе»,   судьба,   рок   в   рамках
                  узконационального мирка с его адатами, враждой и согласием, с
                  драматургической путаницей, помогающей многим «кавказским»
                  писателям   раскалять   обстановку   и   доводить   ее   до   состояния
                  катарсиса...

                        В этом произведении Коста частное вытекает из общественного
                  и наоборот. В четкой композиции вещи, в намеренной скупости
                  выразительных средств, в строго очерченном сюжете видна рука
                  мастера — но это не главное. С поразительной зоркостью вскрыты
                  социальные   мотивы   поступков   героев   и   уже   они   определяют
                  нравственные и моральные параметры каждой индивидуальности.

                                                                28
   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35