Page 34 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 34
клокотало, бурлило и сотрясалось сострадание и любовь ко всему
сущему:
Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня,
Вселенная— Отечество мое...
Но подобно тому, как мудрый старец с вдохновением и грустью
вглядывается в неясные, размытые солнечной памятью игры своего
детства, поэт устремляет яростные лавины всесокрушающей
нежности и нечеловеческой любви к истокам:
Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных сирот,
Но больше всех люблю, чего скрывать позорно?
—
Тебя, родной аул, и бедный наш народ.
ПОРТРЕТ
Фотографий с изображением Коста мало. Зато нет проходных,
необязательных, хотя присутствие этой личности даже на никаком
любительском снимке для нас праздник и толика из сокровищниц его
жизни...
Мысленно разложил их перед собой, как пасьянс, и что увидел?
На фото, где он студент Петербургской академии художеств, в Коста,
упавшего с диких гор в лоно гигантского и по тем временам
мегаполиса, каким был играющий и по сей день в цивильную Европу
Петербург, трудно угадать будущего классика: на фото Коста напуган,
доверчив и прост, правда, выразительны и вдумчивы глаза... На
фотографиях более поздних поэт, по образному выражению А. П.
Чехова, уже «больше, чем кажется», — даже на групповом снимке с
осетинской интеллигенцией, где не менее двух десятков человек,
Коста выделяется без адресной подписи — и опять же глаза, — в них
деликатный вызов...
Неповторимо красив Коста на фотографии ставропольского
периода. Он в светлом европейском костюме, в идеально идущей ему
строгой, широкополой шляпе. Лицо в профиль — графично, словно
исполнено пером; глаз, который нам виден, чуть воловий, но это уже
взгляд рафинированного интеллигента с чрезвычайно развитым
интеллектом!
Меня потрясла фотография поэта на смертном одре... Я не видел
лица более прекрасного даже под кистью старых мастеров. Смерть,
как правило, превращает лицо в маску: лишенное жизни, оно порой
становится неузнаваемым... Не покидает ощущение, что поэт не ушел,
а безмятежно спит; и он весь светится. Правильные черты лица, их
тектоника, соразмерность, взлет бровей, прямой нос, чувственные,
32