Page 37 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 37

кулак, он собрал свой народ в «Пире нар-тов». Над чередой пирующих
                  танцует на ковше Батрадз — воин и герой, но если вглядеться в его
                  лицо, которое даже под пристальным взглядом «гуляет», как плазма в
                  магнитной   буре,   начинаешь   понимать,   что   это   лицо   и   есть   тот
                  магический тотем, в котором плещется весь народ Осетии — с Первого
                  Дня Сотворения до бесконечности...


                                                    КРЕПОСТЬ ЭПОСА
                        Ушел из жизни, ушел, как сорвался глыбой в пропасть небытия
                  Азанбек Васильевич Джанаев. Удар был мощным — грохот и эхо мы
                  будем слышать еще долго, и их не перекроет шум времени...
                        Понятие   художник   имеет   большую   амплитуду.   Личность   Джа-
                  наева   заполняла   ее   целиком,   ибо   это   был   художник-мыслитель
                  масштаба таких корифеев, как Сикейрос или Пикассо... Его любимым
                  европейским писателем был Кнут Гамсун; любимым композитором —
                  Скрябин,   может,   поэтому   в   лучших   работах   Джанае-ва   суровый
                  реализм граничит с мистицизмом, а мистицизм, в свою очередь, с
                  космогонией, — художник в каждом своем полотне, приближаясь к
                  объекту, раздвигал его границы до бесконечности...
                        Главной   темой   Джанаева   был   эпос.   Чтобы   творить   эпос,   надо
                  обладать   адекватной   ему   силой.   Художник   такой   силой   обладал.
                  История   осетинской   живописи   и   графики   знает   два   имени,
                  воссоздавших   в   зрительных   образах   нартовский   эпос   как   никто
                  другой: это М. Туганов и А. Джанаев. Туганов дал основу, несущую
                  конструкцию,   —   дух!   Джанаев   наполнил   эпос   плотью.   Туганов   —
                  первотолчок. Джанаев — развитие. Был еще Хохов, но атлетизм и
                  гипербола   его   рисунков   были   уравнением,   слишком   простым   для
                  прочтения эпоса. Надо было копать глубже и ухватиться за корни, что
                  и сделал блестяще Туганов, а затем Джанаев, поставивший точку в
                  конце заглавного предложения...
                        «Хочешь, я со спины нарисую полуобнаженного человека и ты
                  мне скажешь, какой он национальности?» — сказал как-то он. Это
                  высший пилотаж. Спина — не лицо. Анатомия — не психоанализ. Но
                  Джанаев, этот чудотворец, мог двумя-тремя штрихами добиться такой
                  глубины и законченности, за которыми был виден не только талант,
                  но десятки тысяч часов вдохновенного труда, чтобы линия — элемент
                  формы, стала пространством содержания...
                        Его   любительский   фильм   «Осетинская   легенда»   прошел   по
                  экранам десятка стран как откровение. Все аксессуары, начиная от
                  нагайки  и  кончая  интерьером сакли  или  натуры,  выполнялись  им
                  самим.   Быт   предков,   тосты,   костюмы,   манеры,   жесты   были   ему
                  известны   до   мельчайших   подробностей,   так,   словно   он   сам   —
                  создатель собственного народа!.. Но тогда как объяснить тотальное
                  проникновение   в   национальную   ткань   киргизского   эпоса   «Алпа-
                  мыш» или карело-финского «Калевала»? Пустынный жар Востока и



                                                                35
   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42