Page 94 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 94
— эссе о коллеге, соавторе и режиссере Л. Макеевой.
У Темины феноменальная способность запоминать вехи, имена,
фамилии, названия работ, повороты судеб и даже отдельные реплики,
имеющие прямое или косвенное отношение к ее профессии, к ее
пытливой и вечно неспокойной личности — она прекрасный и всегда
неожиданно сведущий собеседник, будь это политика, религия,
экономика, мода, андеграунд, астрология или юридический нонсенс...
И ей не все равно, что происходит в этом мире и непосредственно в
Осетии. Настойчивая беском-промиссность уживается в ней с
пониманием, перерастающим в сострадание, в акт помощи, и при
этом никто, кроме самых близких ей людей не знает, что она пишет
блестящие, проникновенные, отточенные рассказы, и пусть их у нее
немного, на мой взгляд, они драгоценны... Ее дебют, как актрисы, в
фильме «Древо желания» впечатлил такого гиганта грузинского и
мирового кинематографа, как Тен-гиз Абуладзе.
Продолжая тему дара Темины, как актрисы, снявшейся не только
на «Грузия-фильм», но и в Таджикистане, и в родной Осетии,
отметим: Ричард Гир, просмотрев «Древо», не поверил, что матерая
красавица Наргиза-Темина не профессиональная актриса,
подтвердив, таким образом, вакхическую догадку: «лицедейство — в
природе женщины». Но не каждая способна возвести сей дар в
степень искусства, добавим мы.
Темина — яркая, броская женщина: конституция, восточный, так
сказать, тип, где грани определяются не макияжем, а таинством
происхождения... Ее отличает вкус, и от чайной ложки в столе буфета
до сумочки, все у нее красиво, практично, надежно... Все это
прекрасно оттеняется фильмами Берта о культурно-бытовых пластах
бывшей Дагестанской АССР, где он, оператор кинокомплекса при
Северо-Осетинском телевидении, в течение десятков лет исколесил
тысячи километров, отснял десятки тысяч метров кинопленки и
создал коллективный портрет республики — одной из самых
многоязычных и наиболее колоритных в стране. Берт — оператор
первой полнометражной документальной ленты, посвященной 120-
летию со дня рождения Коста Хетагурова; десятков фильмов и сотен
спецвыпусков, отснятых по периметру от Селигера до Дербента.
Многие его работы отмечены на фестивалях и международных
кинофорумах... Несколько фильмов он творил в содружестве с
Теминой, она у него была в качестве сценариста, и этот опыт оказался
интересным и плодотворным.
Примером может быть впечатляющий фильм о Веронике
Дударовой...
Дюжину фильмов с Бертом Бзаровым сработал и автор этих строк,
всегда восхищаясь способностью Берта извлекать из каждого кадра
скрытую в нем поэтику жизни, как чуда; его репортаж-ные блоки —
мирового класса, полные динамики, с массой портретов, точных,
92