Page 94 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 94

— эссе о коллеге, соавторе и режиссере Л. Макеевой.
                        У Темины феноменальная способность запоминать вехи, имена,
                  фамилии, названия работ, повороты судеб и даже отдельные реплики,
                  имеющие   прямое   или   косвенное   отношение   к   ее   профессии,   к   ее
                  пытливой и вечно неспокойной личности — она прекрасный и всегда
                  неожиданно   сведущий   собеседник,   будь   это   политика,   религия,
                  экономика, мода, андеграунд, астрология или юридический нонсенс...
                  И ей не все равно, что происходит в этом мире и непосредственно в
                  Осетии.   Настойчивая   беском-промиссность   уживается   в   ней   с
                  пониманием,   перерастающим  в   сострадание,   в  акт  помощи,   и   при
                  этом никто, кроме самых близких ей людей не знает, что она пишет
                  блестящие, проникновенные, отточенные рассказы, и пусть их у нее
                  немного, на мой взгляд, они драгоценны... Ее дебют, как актрисы, в
                  фильме  «Древо желания» впечатлил  такого  гиганта  грузинского  и
                  мирового кинематографа, как Тен-гиз Абуладзе.
                        Продолжая тему дара Темины, как актрисы, снявшейся не только
                  на   «Грузия-фильм»,   но   и   в   Таджикистане,   и   в   родной   Осетии,
                  отметим: Ричард Гир, просмотрев «Древо», не поверил, что матерая
                  красавица   Наргиза-Темина   не   профессиональная   актриса,
                  подтвердив, таким образом, вакхическую догадку: «лицедейство — в
                  природе   женщины».   Но   не   каждая   способна   возвести   сей   дар   в
                  степень искусства, добавим мы.
                        Темина — яркая, броская женщина: конституция, восточный, так
                  сказать,   тип,   где   грани   определяются   не   макияжем,   а   таинством
                  происхождения... Ее отличает вкус, и от чайной ложки в столе буфета
                  до   сумочки,   все   у   нее   красиво,   практично,   надежно...   Все   это
                  прекрасно оттеняется фильмами Берта о культурно-бытовых пластах
                  бывшей   Дагестанской   АССР,   где   он,   оператор   кинокомплекса   при
                  Северо-Осетинском телевидении, в течение десятков лет исколесил
                  тысячи   километров,   отснял   десятки   тысяч   метров   кинопленки   и
                  создал   коллективный   портрет   республики   —   одной   из   самых
                  многоязычных   и   наиболее   колоритных   в   стране.   Берт   —   оператор
                  первой полнометражной  документальной  ленты, посвященной  120-
                  летию со дня рождения Коста Хетагурова; десятков фильмов и сотен
                  спецвыпусков,   отснятых   по   периметру   от   Селигера   до   Дербента.
                  Многие   его   работы   отмечены   на   фестивалях   и   международных
                  кинофорумах...   Несколько   фильмов   он   творил   в   содружестве   с
                  Теминой, она у него была в качестве сценариста, и этот опыт оказался
                  интересным и плодотворным.
                        Примером   может   быть   впечатляющий   фильм   о   Веронике
                  Дударовой...
                        Дюжину фильмов с Бертом Бзаровым сработал и автор этих строк,
                  всегда восхищаясь способностью Берта извлекать из каждого кадра
                  скрытую в нем поэтику жизни, как чуда; его репортаж-ные блоки —
                  мирового   класса,   полные   динамики,   с   массой   портретов,   точных,



                                                                92
   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99