Page 99 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 99

Тихий, незаметный, доброжелательный, он и живет и работает как-то
                  незаметно, не ярко, но, удивительное дело, находясь рядом с ним,
                  даже   в  ■  полной   тишине   вокруг   в   ушах   стоит   грохот   дробилки,
                  которая молотит скальные массивы за упрямым лбом седого человека
                  по имени Тотраз, по отчеству Петрович, по фамилии Лолаев.


                                            СНЫ ХАДЖУМАРА САБАНОВА
                        Хаджумар   Сабанов   родился   в   1929   году   в   горном   ауле   Нар
                  Дигорского ущелья Северной Осетии. В семье было два мальчика и
                  пять девочек. Ему исполнилось десять лет, когда от плеврита умер
                  отец. В 1940 году семья переехала на плоскость в селение Дур-Дур, к
                  сестре матери, где они жили все в одной комнате — до 1962 года, пока
                  не купили дом в селении Камбилеевка Пригородного района.
                        Хаджумар   окончил   всего   четыре   класса   школы,   —   из   них   год
                  учился в Наре, два года топал в соседнее, за четыре километра, село
                  Залеск, и год — за пять километров, в село Махческ.
                        Когда   началась   война,   он   бросил   школу   и   работал   возчиком,
                  пахарем в колхозе, где ему вручили орден «За доблестный труд».
                        Рисовать карандашом начал со второго класса. Рисовал дома и на
                  уроках,   тайком,   чтобы   не   заметил   учитель.   Рисовал   животных,
                  всадников... В 1950 году освоил акварель. В 1953 году начал писать
                  маслом, не зная, что живопись — профессия. Со смехом признался,
                  что вместо разбавителя пользовался керосином.  Из воспоминаний,
                  оставивших яркий след в памяти, — киножурналы, в которых видел
                  картины   Махарбека   Туганова,   Едзие-ва-младшего,   и   первое
                  знакомство   с   кистью   и   красками   брата,   учившегося   в
                  полиграфическом институте в Москве.
                        На нелепый вопрос, когда ты стал писать по-настоящему, ответил
                  — в 1970 году.
                        Сам акт и факт рождения большого художника бывает «с нуля»
                  для   метрики   и   прочих   документов,   удостоверяющих   личность.
                  Покойная   мать   Хаджумара   говорила,   что   когда   сын   был   еще
                  ребенком, она лепила из хлебного мякиша фигурки людей, животных,
                  птиц, и, очевидно, это явилось первотолчком его творческого пути...
                  Возможно... Сказки, мифы и предания детства могут и разбудить и
                  потрясти   пытливое   воображение,  и  если   для  этого  действа   сценой
                  явилось   одно   из   красивейших   ущелий   Кавказа   с   культом   богов,
                  общинно-родовых   устоев   и   несгибаемой   чести,   понятно,   почему
                  Хаджумар похож на Афсати с руками Курдалагона... Правда, вместо
                  властности языческого бога в его чуть вытянутом лице — юношеская
                  робость   и   чистота,   словно   душу   каждый   миг   омывают   ливни
                  выстраданной человечности...
                        Образное   видение   —   из   области   тайн,   которые   не   поддаются
                  расшифровке. На мой взгляд, не только стороннему наблюдателю или
                  гениальному исследователю человеческих душ, но и самому субъекту,



                                                                97
   94   95   96   97   98   99   100   101   102   103   104