Page 92 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 92
ТАНДЕМ
Всю свою сознательную жизнь отношусь с уважением к людям, в
которых гармонично сочетается жесткий прагматизм и ранимость
поэтической души, ибо в «чистом» виде, не сочетаясь, эти два качества
если не ущербны, то обречены: первое на презрение, второе на
признание, ибо ранимость часто понимают как слабость, и в конечном
счете, неспособность выстоять в жизни...
Темина Туаева, дочь одного из лучших драматургов Осетии
Давида Туаева, в свое время была прелестной девчонкой и выросла в
прелестную женщину. Сегодня она — выпускница киноведческого
факультета ВГИКа, руководитель киноцентра при Северо-Кавказском
отделении Союза кинематографистов России, мать двоих взрослых
детей и супруга режиссера-оператора, вгиковца, Берта Бзарова, моего
друга и коллеги... Как-то Темина праздновала свой юбилей, и в какой
уже раз я поймал себя на мысли, что время похоже на арбу с ракетным
двигателем: оно медленно ползет и... несется с таким свистом и
яростью! Возможно ли подобное? Оказывается, возможно, как
возможно родиться старцем, а умереть спустя век наивным
младенцем... Нечто, не поддающееся определению, придавало
юбилею Темины и ей самой грацию мадонны, застывшей на полотне
жизни такой, когда и время уже бессильно что-либо изменить в
образности и содержательности портрета...
Не всегда дети наследуют и повторяют своих родителей, и, будучи
дочерью драматурга, Темина могла быть, скажем, химиком, горным
инженером, мало ли кем? Но сам воздух в семье, где она росла,
воспитывалась и воспитывала себя сама, был пропитан духовностью
ее родителей, их близкого окружения... Книги и музыка, а не циркуль
и логарифмическая линейка стали доминантой ее мироощущения,
доминантой, которая увлекла в мир искусства, и,
приятно отметить, искусства большого — бульварной литературе
и эстраде Темина предпочла классику, и это обогатило ее, и в
конечном итоге, определило круг интересов и выбор профессии. Но
только киноведом ее не назовешь. Киножанр собирательный, но и
безбрежный, поэтому так универсальны кинематографисты, —
лучшие из них свободны и компетентны в любом творческом
пространстве...
В доме Туаевых, насколько я помню, не переводились гости. Не
переводились они и в доме Бзаровых. Поженившись, и Берт и Темина
эту традицию продолжили и продолжают, и лично меня не покидает
ощущение, что в гостях у них, — как в стенах пен-клуба или какого-
нибудь творческого союза... Живи эта семья на Монмартре, в пустыне
или на Аляске, она была бы магнитом и средоточием местной и
заезжей интеллигенции, таким мини-храмом, где можно помолиться,
углубиться в себя или в чужие размышления, близкие или
родственные тебе по интенсивности духовных исканий... При этом
90