Page 183 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 183
мужчина, в лимузине, с заклинившими, не опускающимися стеклами,
и холодные взоры на него из других машин автомобильной пробки в
центре вечного города — не апофеоз ли нашей мнимой озабоченности
жизнью ближнего?.. И не обман ли всеобщий ажиотаж и подготовка к
межпланетному полету у стапелей, если под полетом подразумевать
неизвестность существования, смысла, конечной цели в
бесконечности такого фатума, как человек, — Вселенной во
Вселенной?!
Таков Феллини. Человек, который со слов Мазины, «краснел,
когда говорил правду», он, возможно не единственный, понимал, что
ложь, если и порок, в первую очередь — самозащита каждого от всех,
ибо если на земле все мы пребываем в раю, не надо забывать о
наличии стражи и ристалищ, боен и крематориев, в конце-концов о
сумасшедших домах под вывеской правительств, частных
организаций, анонимно — маньяка-одиночки...
Феллини, психолог и физиономист, имел ли равных себе? Актеры,
снявшиеся в его картинах, в картинах других, даже крупных
режиссеров, мне уже неинтересны. Они меньше. Они необязательны.
Клаудиа Кардинале в «Восемь с половиной» появляется в
эпизодической роли, насколько я помню, раза три, но у Феллини она
фея, богиня, Ника. В фильмах — не Феллини — фотомодель из
журнала «Вог», кошечка, пустышка... Неинтересен не в фильмах
Феллини даже Мастроянни, выпестованный мастером, как сын...
Слишком много неодухотворенной плоти и нордической наледи на
Аните Эк-берг. И не «она сама» изящная, как смуглая камея, Анук
Эме...
Мировой славы Феллини провел не один раунд с продюсерами,
имеющими честь (т. е. деньги), а по существу, наглость диктовать ему,
и в частности настаивать на кандидатуре Берта Ланкастера на роль
Дзампано, когда глаз режиссера железно вцепился в Энтони Куина.
Лицо-томагавк, затравленный взгляд и сгорбленную фигуру Феллини
предпочел ординарному здоровяку. Первый нес в себе трагизм от
рождения. Второй должен был этот трагизм играть... И случайные
прохожие второго и последующих фоновых планов у Феллини не
случайны, и если в кадр мастера залетела муха — это что-то значит...
Почти не менялась команда драматургов Феллини, — мозговой
пул ошеломляющей мощи — зарядом жизненных наблюдений,
качеством и количеством драматургических комбинаций,
основательностью опыта, в котором грассирует знание философских
школ, течений, направлений; и первым среди них был сам Феллини,
хранивший всю жизнь от любознательных свой багаж, не
вмещающийся ни в какой объем, если он может быть осмыслен...
Нино Рота — композитор почти всех фильмов Феллини...
Феллини, очевидно, был блаженно убежден, что партитуру его
замыслов Нино украл у него еще в детстве... Может, поэтому, слушая
181