Page 183 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 183

мужчина, в лимузине, с заклинившими, не опускающимися стеклами,
                  и холодные взоры на него из других машин автомобильной пробки в
                  центре вечного города — не апофеоз ли нашей мнимой озабоченности
                  жизнью ближнего?.. И не обман ли всеобщий ажиотаж и подготовка к
                  межпланетному полету у стапелей, если под полетом подразумевать
                  неизвестность   существования,   смысла,   конечной   цели   в
                  бесконечности   такого   фатума,   как   человек,   —   Вселенной   во
                  Вселенной?!
                        Таков   Феллини.   Человек,   который   со   слов   Мазины,   «краснел,
                  когда говорил правду», он, возможно не единственный, понимал, что
                  ложь, если и порок, в первую очередь — самозащита каждого от всех,
                  ибо   если   на   земле   все   мы   пребываем   в   раю,   не   надо   забывать   о
                  наличии стражи и ристалищ, боен и крематориев, в конце-концов о
                  сумасшедших   домах   под   вывеской   правительств,   частных
                  организаций, анонимно — маньяка-одиночки...
                        Феллини, психолог и физиономист, имел ли равных себе? Актеры,
                  снявшиеся   в   его   картинах,   в   картинах   других,   даже   крупных
                  режиссеров, мне уже неинтересны. Они меньше. Они необязательны.
                  Клаудиа   Кардинале   в   «Восемь   с   половиной»   появляется   в
                  эпизодической роли, насколько я помню, раза три, но у Феллини она
                  фея,   богиня,   Ника.   В   фильмах   —   не   Феллини   —   фотомодель   из
                  журнала   «Вог»,   кошечка,   пустышка...   Неинтересен   не   в   фильмах
                  Феллини   даже   Мастроянни,   выпестованный   мастером,   как   сын...
                  Слишком много неодухотворенной плоти и нордической наледи на
                  Аните Эк-берг. И не «она сама» изящная, как смуглая камея, Анук
                  Эме...
                        Мировой славы Феллини провел не один раунд с продюсерами,
                  имеющими честь (т. е. деньги), а по существу, наглость диктовать ему,
                  и в частности настаивать на кандидатуре Берта Ланкастера на роль
                  Дзампано, когда глаз режиссера железно вцепился в Энтони Куина.
                  Лицо-томагавк, затравленный взгляд и сгорбленную фигуру Феллини
                  предпочел   ординарному   здоровяку.   Первый   нес   в   себе   трагизм   от
                  рождения. Второй должен был этот трагизм играть... И случайные
                  прохожие   второго   и   последующих   фоновых   планов   у   Феллини   не
                  случайны, и если в кадр мастера залетела муха — это что-то значит...
                        Почти не менялась команда драматургов Феллини, — мозговой
                  пул   ошеломляющей   мощи   —   зарядом   жизненных   наблюдений,
                  качеством   и   количеством   драматургических   комбинаций,
                  основательностью опыта, в котором грассирует знание философских
                  школ, течений, направлений; и первым среди них был сам Феллини,
                  хранивший   всю   жизнь   от   любознательных   свой   багаж,   не
                  вмещающийся   ни  в   какой   объем,   если   он   может   быть   осмыслен...
                  Нино Рота — композитор почти всех фильмов Феллини...
                        Феллини, очевидно, был блаженно убежден, что партитуру его
                  замыслов Нино украл у него еще в детстве... Может, поэтому, слушая



                                                               181
   178   179   180   181   182   183   184   185   186   187   188