Page 184 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 184

музыку   Нино   в   «Крестном   отце»,   борода   и   очкастый   квадрат
                  физиономии   Копполы   казались   мне   маской   на   коротких   рогах
                  кентавра из Римини...
                        Фильм «Ночи Кабирии»...
                        Коротышка в ободранной горжетке, измордованная жизнью до
                  визга,   все   же   верит   в   снисхождение   небесных   сил   к   бедным   и
                  падшим... Жалкое лицо в еще не подсохших слезах после только что
                  пережитого   —   страшной   мысли,   что   ее   хотел   убить   человек,
                  объяснявшийся в любви, чтобы завладеть ее сумочкой...
                        «Такой   же   несчастный,   как   я   сама!   Все   мы   жертвы:   и
                  преследуемые, и преследователи», — на крупном плане лица Кабирии
                  эта эпитафия, продирающаяся через вымученную улыбку, как беглый
                  каторжанин   сквозь   джунгли,   обретает   звучание   всепрощения   и
                  мольбы о человечности...
                        Феллини и Мазина... Он любил в ней всех женщин мира... А для
                  нее он был «множеством мужчин»... Это для публики и прессы. Не
                  увидев его среди многомиллиардного населения планеты, она ушла
                  вслед за ним... Здесь место и время остановиться и помолчать...
                        Кинематограф, со дня возникновения, при определенном ракурсе
                  и освещении всегда казался мне специфическим борделем — слишком
                  много в нем здоровых, веселых и не очень умных людей, спешащих и
                  разбогатеть,   и   потрясти   мир   рафинированным   невежеством.   Но   к
                  счастью,   есть   в   нем   и   работяги.   Каждый   кадр   каждого   фильма
                  Феллини пронизан эросом, незримо витающим везде, где есть хоть
                  капля жизни... Но нет обязательной атрибутики духовной нищеты —
                  порнографии.   Есть   смысл   задуматься.   Присутствие   отсутствия   не
                  снилось даже сказочникам. Феллини это сделать смог. Потому что это
                  сам Федерико, не расставшийся с чистотой и невинностью детских
                  слез даже на одре бессмертия!..

                                             РЕПОРТАЖ ИЗ МАСТЕРСКОЙ

                        Два раза в неделю, в понедельник и в пятницу, в одиннадцать
                  ноль-ноль   и   в   девять   пятнадцать   у   подъезда   Ордена   Трудового
                  Красного   знамени   Всесоюзного   государственного   института
                  кинематографии останавливалась «Волга».
                        Из   машины   выходил   мужчина   среднего   роста   с   ослепительно
                  белой   головой.   Четкой   походкой   кадрового   военного,   слегка
                  наклонясь вперед, будто только что поднял невидимых бойцов в атаку,
                  он входил в институт и поднимался на второй этаж в аудиторию номер
                  221. Там его с нетерпением ждали семнадцать человек из отдаленных
                  и близких республик страны, из близких и отдаленных государств
                  почти всех континентов мира...
                        Это был наш мастер — Роман Лазаревич Кармен.
                        Так и хотелось закричать: «Кармен! Черт подери!» Дамочки века
                  прошлого   о   таких   говорили:   «Интересный   мужчина!»   Мужики:



                                                               182
   179   180   181   182   183   184   185   186   187   188   189