Page 186 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 186

рождается,   любит   —   чем   там   еще   занимается   человечество?   Не
                  помнится, чтобы он был в каком-то одном, определенном состоянии,
                  если это вообще возможно... Вероятно, это и есть жизнелюбие, только
                  без потолка и границ, без пауз — слишком стремительное, одержимое,
                  жертвенное, чтобы осмыслить  самое себя, как частицу  вне целого,
                  каким представляется нам мир. И он был рад этому, как наваждению,
                  как чуду, — жизнь была больше и яростней, чем просто бытие, и эта
                  жажда порой разрывала его на куски, превращала в плазму, в шок, в
                  молнию, в саму беспредельность, и он был счастлив, что он такой
                  разный, неожиданный и бесконечный...
                        Он не читал лекций в общепринятом смысле этого слова... Лекции
                  протяженностью   в   четыре   часа   предпочитал   «вольную»   беседу,
                  сознательно или бессознательно задевая почти все категории жизни
                  во   всех   ее   ипостасях...   Не   в   пример   дилетантам,   очарованным
                  возвышенным незнанием, не говорил, что «искусство — это тайна», но
                  и не пользовался «периодической системой» для объяснения себе и
                  окружающим   бесконечно   многообразной   галактики   искусства.   Это
                  был   великий   учитель!   Он   ничему   не   учил...   Цель   заключалась   в
                  другом: обнаружить и выявить для себя и для нас, студентов, наши
                  способности, возможности и показать нам мир в ракурсе, когда он
                  предстает перед нами как творческий материал. Он говорил обо всем
                  — о людях, о кино, о литературе и поэзии, об архитектуре, о музеях и
                  живописи, о политике, о выставках, о фестивалях, о друзьях, о войне, о
                  патриотизме,   о   первых   пятилетках,   о   впечатлениях   от   поездок   в
                  горячие точки планеты... Он размышлял о морали, нравственности,
                  воле,   трусости,   сострадании,   нежности,   ярости,   борьбе,   о   вещах,
                  понятиях, явлениях, порой далеких от кинематографа (а есть ли вещи,
                  понятия   и   явления   далекие   для   кинематографа?)   Мудрость
                  заключалась в том, что все, о чем бы он ни говорил, было ярким,
                  выпуклым,   зримым,   убедительным,   а   главное   —   представлялось
                  одновременно как нечто целое, и как компонент, и как мельчайшая
                  частица   в   единой   материальной   или   духовной   взаимосвязи.
                  Рассказывая,   он   словно   творил   десятки   тысяч   фильмов,   гравюр,
                  полотен,   рисунков,   ансамблей   —   этот  щедрый   пир мироощущения
                  захватывал воображение, и это было так же похоже на лекцию, как
                  разгул в дансинге на конгрессе теологов... Но перед нами кипел мир
                  страстей,  красок  и   звуков.   Подобно   танкерам  в  шторм,   мы  грузно
                  поднимались и опускались в стихии жизни и в ярких брызгах его слов.
                  Видели   тончайшие   изломы   еще   невидимых   нам   горизонтов
                  подлинного искусства, незримо нас вел к цели опытный кормчий...
                        Как ни парадоксально, любовь к художественному кино привела
                  меня   в   мастерскую   документалиста.   Парадокс   мнимый.   Говорят   о
                  диффузии   жанров,   об   удачных   опытах   и   документалистов,   и
                  игровиков   «проникать   друг   в   друга»...   Документальное   кино   и
                  хорошее, и плохое, прежде всего — правда, всегда непогрешимая, чего



                                                               184
   181   182   183   184   185   186   187   188   189   190   191