Page 188 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 188

выбором   темы,   отбором,   политической   направленностью,   остротой
                  социальных   мотивировок,   органически   присущей   его   лентам
                  ясностью,   стилевой   самостоятельностью,   великолепной   галереей
                  человеческих портретов, отснятых в момент наивысшего напряжения
                  духовных и физических сил!
                        А что же в этом почерке эволюционизировало? Сам творческий
                  продукт,   его   подача.   Менялась   форма,   и   не   формально,   не   по
                  принципу «время требует», а по законам математического тождества
                  между быстро меняющимся лицом мира и одержимостью художника
                  познать этот процесс до мельчайших подробностей...
                        Есть   ли   у   него   хоть   одно   произведение,   даже   небольшое,   в
                  котором   бы,   как   на   волшебном   осциллографе,   не   отражался
                  пульсирующий ритм планеты? Как бы ни был короток метраж, при
                  всей   конкретности   той   или   иной   темы,   он   умел   охватывать
                  колоссальные массивы жизни, «выкачивать» до капли ее на глазах
                  разрастающиеся   объемы,   и   порой   ему   удавалось   добиться   этого
                  «малой кровью»...
                        Элементарный план колонны французских войск, покидающих
                  Вьетнам.   Наезд   трансфокатором   на   усталое,   задумчивое   лицо
                  офицера. В фонограмме звучит песня Монтана о Париже — и вот вам
                  вся бессмысленность позорной, никому не нужной войны, тоска по
                  родине, счастье, что ты жив!..
                        Сильные  мира  сего на   зеленой  лужайке  ранчо  устроили   ланч.
                  Легкая   закуска,   терпкие   вина,   лучшие   виски,   вкусные   сигареты,
                  воздушные шезлонги... Ошеломительно красивая женщина играет в
                  гольф... Без банального, поднадоевшего монтажного стыка «трущобы
                  — небоскребы» мастер снимает эпизод так, что тебя начинает тошнить
                  от катастрофы благополучия...
                        В его репортажах из Испании времен борьбы за республику много
                  женщин, как правило, — в черном, как правило, с детьми, живыми и
                  мертвыми...   Женщина-мать   становится   символом   республики:
                  расплющенным,   втоптанным   в   землю,   когда   он   снимал   сверху,
                  бессмертным — когда припадал с камерой к земле. Крупные планы
                  бегущих ног... Сирена... «Заваленные» столбы, углы домов, оконные
                  рамы... в путанице проводов... Нервные изломы рук. Хаос световых
                  пятен...   Утонченная   вытянутость   фигур,   пространства,   самих   небес
                  воскрешают   в   памяти   полотна   Эль   Греко,   предвосхищают
                  апокалипсис   Герники,   предают   проклятию   посмертную   жизнь
                  монархии...
                        А как прекрасен в его лентах аромат наших первых пятилеток!
                  Чистота   и   мужество   первых   строителей   первого   в   мире
                  социалистического   государства,   размах   этого   строительства,   его
                  стремительно   нарастающий   энтузиазм!   Будничный,   и   в   буднях   —
                  праздничный  групповой  портрет  лучших  сынов  и  дочерей страны,
                  отснятых в «характере» неповторимой эпохи...



                                                               186
   183   184   185   186   187   188   189   190   191   192   193