Page 185 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 185

«Свой!» или «Наш!» А Сталин, увидев его с камерой на ступеньках
                  Георгиевского  зала   Кремля,  заметил  топающему  рядом   Черчиллю:
                  «Такой   серьезный   человек   и   такой   чепухой   занимается!»   Тирану,
                  который одним росчерком пера мог отправить на тот свет пол-света,
                  Кармен почему-то был симпатичен. Почему — знает один Бог!.. Есть
                  легенда,   что   именно   Сталин   вырвал   из   рук   своего   сына   Василия
                  красавицу-жену Кармена и вернул ее «законному»... И не легенда, что
                  коса   репрессий   не   задела   Романа   даже   древком,   а   в   годы
                  коллективизации и первых пятилеток и в самые тяжкие и вероломные
                  времена нашей не совсем еще «исторической» истории Кармен был в
                  фаворе, на пике, в зените своей славы — и отечественной, и мировой,
                  славы кинодокументалиста номер один! На языке соответствующих
                  органов и, простите, преступного мира, он был «чист» и действовал
                  «по   понятиям»...   Он   был   симпатичен   всем,   особенно   тем,   кто   его
                  ненавидел!.. Потому что его ненавидели не за грехи, а за святость!..
                        И только сам он знал, что с рождения распят на кресте своего
                  призвания и совести, которая может треснуть, но не согнуться. И крест
                  — не липовый...
                        Приятно было видеть Кармена, наблюдать за ним... Ни одного
                  лишнего  слова,  жеста,   дешевой   деловитости  —   собран  и   раскован,
                  обязателен   и   свободен.   Взгляд   острый,   проникающий,   чуть-чуть   с
                  шершавинкой и в то же время — неназойливый. Закуривает. Пальцы
                  обнимают зажигалку так, что, не видя ее в руке, чувствуешь все ее
                  грани...
                        Да, был красив. Я бы сказал «сдержанно». Как «вещь в себе»... И
                  под семьдесят одевался, как в двадцать пять, но это не эпатаж и не
                  попытка вернуть юность... Это — стиль. Всегда гладко выбритый и
                  свежий, словно только что принял душ, и в костюме «от Диора» и в
                  гимнастерке под «телком», был вне моды и времени в том смысле, в
                  каком летчик танку предпочитает самолет, хотя, мотаясь по весям,
                  мелочь в карманах он не искал...
                        Первая   фраза...   Голос...   Карменовский.   Единственный.
                  Несравнимый ни с чьим. Более или менее хорошей его копией может
                  быть   смесь   Нат-Кинг-Кола   с   Кешем   или   голос   такелажника,
                  согнувшегося пополам под грузом непомерной тяжести... Этот голос,
                  порой утопающий в глубины тела, порой  порывистый, как хлопки
                  океанского ветра в мокрой парусине, порой мелодичный, как лютня,
                  всегда был родным и никогда — результатом деятельности легких и
                  голосовых связок...
                        Подобно органной мессе, он исходил из тысяч труб, которыми
                  были   прошиты   мысли   и   чувства   человека,   слившегося   с   миром
                  пережитого, виденного, неизведанного...
                        Создавалось впечатление, что находясь сейчас здесь, он — везде,
                  всегда, во всем, со всеми: стучит молотком, красит, пашет, строит,
                  бороздит   моря,   стирает,   гладит,   бреется,   хохочет,   плачет,   умирает,



                                                               183
   180   181   182   183   184   185   186   187   188   189   190