Page 23 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 23
поэзии Коста Бог — бесплотный символ возвышенного, идеального
или наивных представлений об идеальном... В публицистике
бесплотный символ присутствует как орфографический позумент и
помогает Коста создавать действенные контрапункты за счет
столкновения реальных противоречий с мнимым спасителем
человечества!.. В живописи божественное растворено в
человеческом, и подобно произведениям Ренессанса обретает
звучание гимна разуму и телу! Торжественная утонченность нимба
спускается не с небес, а поднимается из глубины такого феномена,
каким является человек!
Коста — последовательный материалист и убежденный атеист в
каждом своем нравственном поступке, в морали, которой была
чужда всякая искусственность, надуманность, предвзятость...
Таким было и его отношение к слову. Стиль письма — деловой,
строгий, емкий, экономный. Никакого фиглярства, жеманства,
позы, торжественной многозначительности. Отношение Коста к
слову выковывалось и шлифовалось не в классах «изящного письма
и словесности», а в сермяжной мастерской жизни, где наряду с
примерами для подражания печатались вирши ученых
лжегеографов, доморощенных историков, всевозможных
«специалистов» по жизни кавказских народностей...
У Коста появляются «окна», когда он единолично редактирует
все материалы газеты — это дает ему возможность
пропагандировать творчество и взгляды лучших представителей
передовой революционной мысли.
На страницах газеты регулярно печатаются материалы самого
Коста. И не только статьи и стихотворения. Несколько номеров
подряд представляют читателю пьесу «Дуня». Написанная в
лучших реалистических традициях театра Островского, она
бичевала затхлую мещанскую действительность носителей убогой
морали собственников...
В газете появляется этнографический очерк Коста «Особа»,
явившийся энциклопедией быта осетин во всех его оттенках и
многообразии. Язык очерка, мотивировка причинно-следственных
явлений, научная объективность и патриотический пафос этого
очерка непревзойденны и по сей день. Этот литературный
памятник, сработанный поэтом, возможно, за час или месяц, будет
звенеть на перекрестках родных ущелий века!
Понимая значение газеты для трудящихся масс, у Коста
появляется мысль завладеть изданием, стать его полновластным
хозяином и редактором. Такая возможность не исключена, но нет
средств. Коста обращается за помощью к друзьям. Вот как ему
ответил один из них: «Брось газету, оставь ты бедных горцев в
покое. В газете они не нуждаются, чем меньше мы шутим, тем
21