Page 23 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 23

поэзии Коста Бог — бесплотный символ возвышенного, идеального
                  или   наивных   представлений   об   идеальном...   В   публицистике
                  бесплотный символ присутствует как орфографический позумент и
                  помогает   Коста   создавать   действенные   контрапункты   за   счет
                  столкновения   реальных   противоречий   с   мнимым   спасителем
                  человечества!..   В   живописи   божественное   растворено   в

                  человеческом,   и   подобно   произведениям   Ренессанса   обретает
                  звучание гимна разуму и телу! Торжественная утонченность нимба
                  спускается не с небес, а поднимается из глубины такого феномена,
                  каким является человек!
                        Коста — последовательный материалист и убежденный атеист в
                  каждом   своем   нравственном   поступке,   в   морали,   которой   была
                  чужда всякая искусственность, надуманность, предвзятость...
                        Таким было и его отношение к слову. Стиль письма — деловой,
                  строгий,   емкий,   экономный.   Никакого   фиглярства,   жеманства,
                  позы,   торжественной   многозначительности.   Отношение   Коста   к
                  слову выковывалось и шлифовалось не в классах «изящного письма
                  и словесности», а в  сермяжной  мастерской жизни, где наряду с
                  примерами   для   подражания   печатались   вирши   ученых
                  лжегеографов,   доморощенных   историков,   всевозможных
                  «специалистов» по жизни кавказских народностей...
                        У Коста появляются «окна», когда он единолично редактирует
                  все   материалы   газеты   —   это   дает   ему   возможность
                  пропагандировать   творчество   и   взгляды   лучших   представителей

                  передовой революционной мысли.
                        На страницах газеты регулярно печатаются материалы самого
                  Коста.   И   не  только   статьи   и   стихотворения.   Несколько   номеров
                  подряд   представляют   читателю   пьесу   «Дуня».   Написанная   в
                  лучших   реалистических   традициях   театра   Островского,   она
                  бичевала затхлую мещанскую действительность носителей убогой
                  морали собственников...
                        В   газете   появляется   этнографический   очерк   Коста   «Особа»,
                  явившийся   энциклопедией   быта   осетин   во   всех   его   оттенках   и
                  многообразии. Язык очерка, мотивировка причинно-следственных
                  явлений,   научная   объективность   и   патриотический   пафос   этого
                  очерка   непревзойденны   и   по   сей   день.   Этот   литературный
                  памятник, сработанный поэтом, возможно, за час или месяц, будет
                  звенеть на перекрестках родных ущелий века!

                        Понимая   значение   газеты   для   трудящихся   масс,   у   Коста
                  появляется  мысль завладеть  изданием, стать его полновластным
                  хозяином и редактором. Такая возможность не исключена, но нет
                  средств.   Коста   обращается   за   помощью   к   друзьям.   Вот   как   ему
                  ответил один  из  них:  «Брось  газету,  оставь  ты  бедных  горцев  в
                  покое.   В  газете   они  не   нуждаются,   чем  меньше   мы  шутим,   тем

                                                                21
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28