Page 88 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 88

равноденствии   Петра   Ильича   Чайковского   и   «Девушки   с   лютней»
                  Караваджо.   А,   может,   этот   «прорыв»   объясняется   планетарным
                  притяжением   благодаря   звезде   Алборова?   Ведь   аланы   всегда   в
                  походе...


                                                    ХИЖИНА В ГОРАХ
                        Десять лет назад меня пригласил к себе в кабинет И. Приту-ла, в
                  ту   пору   директор   «Владикавказтелефильма»,   и   с   места   в   карьер
                  заявил: «Слушай, разберись, пожалуйста, с материалом Плиева, мы
                  тут   уже   с   ним   зашились.   Плановый   фильм,   он   его   моряжит   уже
                  несколько месяцев и никак не соберет».
                        Дело   было   деликатным.   Покойный   ныне   режиссер-
                  документалист Лео Плиев слыл ортодоксом, неуживчивым и трудным,
                  хотя лично мне таковым он казался, как говорят ученые, дискретно, т.
                  е. моментами... Я проявил максимум такта, чтобы не обидеть Леву, как
                  все мы его звали, своим внедрением в фильм, а главное, в его видение
                  этого   фильма,   тему   которого   раскопал   он   сам,   сам   снимал,
                  монтировал,   озвучивал   и   в   конце   концов   впал   в   немилость   из-за
                  сроков, не дающих месяцами эту работу завершить.
                        Фильм   снимался   трудно.   Плохо   было   с   транспортом,   острая
                  нехватка финансов, смена операторов, и, не в последнюю очередь,
                  трудным для съемок был сам объект — фермерская семья и хозяйство
                  Мурата   Агкаева.   Съемки   велись   в   высокогорном   селении   Дунта
                  Дигорского ущелья поздней осенью и зимой... У Агкаева был даже
                  свой   грузовик,   но   не   было   дороги,   моста,   подъезда   к   его   хибаре.
                  Отчетливо помню кадр, где группа шагает по тропе в обществе осла,
                  обвешанного съемочной техникой, шагает в гору, в подъем, а это, сами
                  знаете, не просто...
                        На   фильм   я   был   проведен   приказом,   и   первое   —   надо   было
                  посмотреть   весь   материал,   прослушать   магнитные   пленки,   понять
                  замысел и видение Плиевым фильма в целом. После этой работы я
                  ахнул и понял, почему режиссер, отснявший за свою жизнь десятки
                  лент, не может справиться с этой, — она была его лебединой песней.
                  Он   захлебнулся   и   утонул   в   сотнях   метров   великолепно   отснятого
                  материала,   в   сотнях   метров   магнитной   ленты,   на   которой   звучал
                  голос, мысли его героя, действительно героя, ибо таких людей, как
                  Мурат Агкаев, даже в республике можно пересчитать по пальцам... Не
                  знаю, где и как они встретились, познакомились, подружились. Не
                  знаю,   когда   Леве   пришла   в   голову   идея   отснять   фильм   об   этом
                  человеке,   его   семье   в   круговерти   проблем,   следующих   по   пятам   с
                  настойчивостью голодной волчьей стаи...
                        Плановый   объем   фильма   был   не   более   пятнадцати   минут,   а
                  материал диктовал все тридцать. Это по пленке. По значительности и
                  темы и персонажей фильм мог быть часовым, и даже такой временной
                  объем мог показаться мизерным, ибо, повторяю, Агкаев — человек



                                                                86
   83   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93