Page 88 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 88
равноденствии Петра Ильича Чайковского и «Девушки с лютней»
Караваджо. А, может, этот «прорыв» объясняется планетарным
притяжением благодаря звезде Алборова? Ведь аланы всегда в
походе...
ХИЖИНА В ГОРАХ
Десять лет назад меня пригласил к себе в кабинет И. Приту-ла, в
ту пору директор «Владикавказтелефильма», и с места в карьер
заявил: «Слушай, разберись, пожалуйста, с материалом Плиева, мы
тут уже с ним зашились. Плановый фильм, он его моряжит уже
несколько месяцев и никак не соберет».
Дело было деликатным. Покойный ныне режиссер-
документалист Лео Плиев слыл ортодоксом, неуживчивым и трудным,
хотя лично мне таковым он казался, как говорят ученые, дискретно, т.
е. моментами... Я проявил максимум такта, чтобы не обидеть Леву, как
все мы его звали, своим внедрением в фильм, а главное, в его видение
этого фильма, тему которого раскопал он сам, сам снимал,
монтировал, озвучивал и в конце концов впал в немилость из-за
сроков, не дающих месяцами эту работу завершить.
Фильм снимался трудно. Плохо было с транспортом, острая
нехватка финансов, смена операторов, и, не в последнюю очередь,
трудным для съемок был сам объект — фермерская семья и хозяйство
Мурата Агкаева. Съемки велись в высокогорном селении Дунта
Дигорского ущелья поздней осенью и зимой... У Агкаева был даже
свой грузовик, но не было дороги, моста, подъезда к его хибаре.
Отчетливо помню кадр, где группа шагает по тропе в обществе осла,
обвешанного съемочной техникой, шагает в гору, в подъем, а это, сами
знаете, не просто...
На фильм я был проведен приказом, и первое — надо было
посмотреть весь материал, прослушать магнитные пленки, понять
замысел и видение Плиевым фильма в целом. После этой работы я
ахнул и понял, почему режиссер, отснявший за свою жизнь десятки
лент, не может справиться с этой, — она была его лебединой песней.
Он захлебнулся и утонул в сотнях метров великолепно отснятого
материала, в сотнях метров магнитной ленты, на которой звучал
голос, мысли его героя, действительно героя, ибо таких людей, как
Мурат Агкаев, даже в республике можно пересчитать по пальцам... Не
знаю, где и как они встретились, познакомились, подружились. Не
знаю, когда Леве пришла в голову идея отснять фильм об этом
человеке, его семье в круговерти проблем, следующих по пятам с
настойчивостью голодной волчьей стаи...
Плановый объем фильма был не более пятнадцати минут, а
материал диктовал все тридцать. Это по пленке. По значительности и
темы и персонажей фильм мог быть часовым, и даже такой временной
объем мог показаться мизерным, ибо, повторяю, Агкаев — человек
86