Page 87 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 87

одно   удовольствие.   Знает,   что   ты   хочешь.   Идет   на   разумный
                  компромисс не в ущерб делу. Он не только композитор, — ученый,
                  знает   историю   музыки,   все   —   об   осетинских   музыкальных
                  инструментах;   собственноручно   восстановил   двенадцатиструнную
                  арфу. Инициатор появления в Цхинвале органа, чуть ли не лучшего в
                  Европе». И Алан, вспомнив, как на этом органе Феликс играл им с
                  братом,   кинорежиссером   Измаилом   Бурнацевым,   две   осетинские
                  вещи, сказал: «У меня волосы дыбом встали. — И уже с улыбкой: —
                  Может, поэтому выпали?» Из дальнейшего рассказа Алана я понял,
                  что потом была война, и экстремисты орган расстреляли. Алан не
                  помнил всех фильмов, к которым Алборов писал музыку, но отметил,
                  что   Алборов   и   кино   —   тождество,   и   напел   песню   из   фильма
                  «Праздник каждый день» Тамары Дзасоховой. И еще он сказал, что
                  все   алборовские   фильмы   не   помнит,   помнит   «Сбереги   башню»  И.
                  Бурнацева, «Ах, любовь» Б. Дзбоева и М. Цихиева, «Святой Илья горы
                  Тбау» Р. Гаспарянца. И завершил: «Когда тбилисским Госоркестром
                  исполнялась музыка к фильму «Праздник каждый день», весь оркестр
                  аплодировал   маэстро   —   кто   руками,   кто   смычком   о   струны,   кто
                  бессмертным «Браво!»
                        Композитор   Ацамаз   Макоев   с   присущей   ему   деликатностью   и
                  ясностью мысли, говоря об Алборове, сказал: «Скрябин прятал ноты
                  произведений Шопена под своей подушкой. Я под подушкой прячу
                  ноты Алборова, которые он подарил мне шесть лет назад. Для меня
                  они самые ценные. Не знаю, врожденный  ли мой дар пианиста и
                  композитора,   но   сочинять   музыку   я   начал,   услышав   музыку
                  Алборова».   Развивая   свои   мысли   и   переполняясь   чувством
                  благодарности   по   отношению   к   Мастеру,   Макоев   продолжил   так:
                  «Самая красивая осетинская музыка — музыка Алборова. Это золотой
                  фонд.   Я   не   умаляю   других.   Скажем,   Габараев.   Это   трагедия,
                  философия. Алборов — красота. И сам он красив, как его музыка». По
                  секрету,   Макоев   сказал,   что   киноряд   фильмов,   «озвученных»
                  Алборовым,   на   его   взгляд,   не   дотягивает   до   музыкальных   высот
                  композитора.   «Могу   говорить   об   Алборове   вечность»,   —   сказал
                  Ацамаз. И с долей горечи: «Не для печати, но когда мне вручали
                  премию Коста, на церемонию пришел только он. Этот человек умеет
                  радоваться успехам других...»
                        Завершая этот очерк словами Ацамаза Макоева, скажем и мы: об
                  Алборове   можно   говорить   вечность,   ибо   сама   вечность   в   музыке
                  Алборова говорит с нами, ведь она — знамение, благая весть об еще
                  одной   победе   света   над   вековечным   невежеством   большинства   из
                  нас...
                        В   скромном,   аккуратном   кабинете   композитора   и   ученого
                  Феликса   Алборова   в  стенах  НИИ  гуманитарных   исследований   мой
                  беглый взгляд зацепился за несколько небольших портретов на стене
                  за спинкой кресла. Двоих я не угадал. Но было нечто мистическое в



                                                                85
   82   83   84   85   86   87   88   89   90   91   92