АРХИТЕКТУРА ВЛАДИКАВКАЗА
Архитектура – тоже летопись мира; она говорит тогда,
когда уже молчат и песни, и предания.
«При выходе из храма, где он присутствовал при
Божественной трапезе любви, он глядит на всех,
как на братьев. И все прилежно слушавшие
Божественную литургию выходят кротче, добрее
в обхождении с людьми, дружелюбнее, тише во всех поступках...».
Н.В. Гоголь.
Особняки
Начало XX века характеризовалось бурным строительством города Владикавказа.
Рост количества особняков связан с ростом благосостояния граждан и с большим наплывом в город отставных военных высокого ранга. Город Владикавказ в шутку называли «городом отставных генералов», говорили, что их в городе около 75 человек. Основное количество особняков принадлежало именно этой категории владельцев.
.
.
Особняк архитектора П.П. Шмидта
Улица Максима Горького, 30
(бывшая Евдокимовская)
Автор проекта – архитектор Павел Павлович Шмидт, спроектировавший много интересных зданий во Владикавказе. Шмидт был сторонником наиболее прогрессивной стороны стиля модерн, а в планировке жилья Павел Павлович всегда искал наиболее рациональное решение.
Архитектуру его построек отличают изысканность и высокое мастерство зодчего. Не стал исключением и особняк по улице Горького
Здание особняка по улице Максима Горького, 30 было запроектировано 2-этажным, на сложном рельефе. При кладке стен был применен кирпич двух цветов – белый и красный. Такая манера кладки была свойственна стилю модерн и широко применялась в то время. Белым кирпичом были выложены все выступающие детали фасада, а красным кирпичом - основная плоскость фасада, выложенная в пустошовку. На стене фасада автор использовал архитектурные детали, довольно распространенные в то время - комбинацию выполненных рельефом из кирпича кругов и узких вертикальных полос, шириной примерно в 1/2 кирпича. Для цоколя и подоконников автор применил светлосерый, плотный естественный камень. В целом, здание выглядит живописным и запоминающимся. Строительство особняка относится к 1907 году.
В настоящее время в здании находится Музей театрального искусства.
Особняк адвоката Беме
Павловский переулок
Особняк архитектора Шмидта явился, в некотором роде, прообразом особняка Беме. В отличие от особняка Шмидта, здание решено симметрично относительно главного (парадного) входа по центральной оси.
Все строительные конструкции здания выполнены из светлого естественного камня, что к тому времени уже превратилось в своеобразную традицию при сооружении ценных и престижных зданий.
Размеры здания на плане 21x16 м. Цоколь из светлого камня. Отдавая дань господствовавшему в те времена стилю модерн, при кладке стен проектировщики применили 2 вида кирпича – красный и белый. Крыша крыта кровельной сталью.
Парадный вход в здание подчеркнут аркой овального очертания. На фасаде здания ряд характерных элементов, свойственных модерну.
Дата строительства особняка – 1908 год.
В начале прошлого столетия во Владикавказ из Санкт-Петербурга переезжает знаменитый адвокат Беме. Приобретает в тихом переулке земельный участок и строит 2-этажный особняк.
Особняк Ходяковых
проспект Мира, 11
(бывший Александровский проспект)
Ходяков – владелец крупнейшей в городе многоэтажной вальцовой мельницы, содержавший известную по всему Югу России конюшню скаковых лошадей, выстроил себе 2-этажный особняк на главной улице города – Александровском проспекте. Дата строительства особняка относится к 1907–1908 годам. Автор проекта дома неизвестен.
Главный фасад здания несет на себе все признаки стиля модерн – это, прежде всего, форма оконных переплетов, использование растительных мотивов в рисунках решеток балконных ограждений, украшения на фасаде в виде вензелей из металла и две вставки из зеленой керамики рядом с балконами. Таким образом, фасад решен в довольно скромных тонах. Что касается решения интерьера, то и он не блещет изысканностью отделки. Он более чем скромен. Для прислуги во дворе к основному зданию сделана пристройка в 3 этажа. Во дворе имелась обширная конюшня с каретным сараем. Здание построено на бутовом фундаменте, цоколь устроен из плотного естественного камня, кровля – из листовой стали.
В настоящее время в здании разместился
Музей краеведения.
Особняк
Улица Тамаева, 8 (бывшая Святополковская)
Дом построен в начале прошлого века. Здание имеет интересную планировочную схему. Фасады выполнены из отборного кирпича барона Штейнгеля. Цоколь отделан природным камнем. В кладке зимнего сада использовался булыжник-окатыш – традиционный прием для многих зданий Владикавказа. В верхней части здания имеется выход на крышу.
Здание особняка представляет собой комбинацию одноэтажной и двухэтажной частей. К одноэтажному крылу пристроен зимний сад-оранжерея.
Стены зимнего сада, выходящие на улицу Тамаева, выполнены в виде комбинированной кладки из мелкого, хорошо подобранного булыжного камня, перевязанного рядами кирпичной кладки. Эта чрезвычайно часто встречающаяся манера кладки с большим искусством выполнена мастерами из артели Артамонова.
Оконные и дверные проемы завершаются криволинейными перемычками, что подчеркивает принадлежность здания к стилю модерн. Здесь, так же, как и во всех местах, подверженных увлажнению, применен плотный естественный камень. Под всем зданием устроен обширный подвал.
Здание особняка было построено в 1908 - 1909 годах. По свидетельству Ерминии Францевны Шмидт, жены архитектора Шмидта, автором проекта особняка по улице Тамаева, 8 является архитектор Грозмани.
В настоящее время бывший особняк занят Союзом композиторов.
Особняк Ястремского
Улица Советов, 33
(бывшая Гимназическая)
Двухэтажный особняк по заказу Ястремского ) был построен по проекту архитектора Ивана Васильевича Рябикина в 1903 - 1904 годах. Все каменные работы были выполнены подрядчиком Кихтенко.
Вход в здание решен архитектором в классическом духе, подчеркнут кариатидами, подпиравшими балкон над входом. Обширный особняк недолго занимал сам владелец. Уже в 1907 году Ястремский сдал свой особняк в аренду доктору Митнику, который устроил в этом здании лечебницу. Лечебница доктора Митника явилась одной из самых первых частных лечебниц в городе Владикавказе. Отдав устройством двух кариатид дань классике, Рябикин выстроил здание в стиле модерн. Это — скошенные линии деталей фасада, характерные для модерна решетки балконов и многое другое.
Размеры здания на плане 20x21м. Цоколь выполнен из естественного плотного камня высотой 50 см, стены из красного кирпича, кровля из кровельной стали.
В настоящее время особняк занят под жилье.
Особняк адвоката Далгата
Угол улиц Фрунзе и Горького
(бывшие Б.Георгиевская и Евдокимовская)
Автор проекта особняка присяжного поверенного Далгата – архитектор Е.И. Дескубес.
Здание, расположенное в угловой части пересечения улиц, отличает оригинальная композиция фасадов с великолепно подобранным кирпичом.
Цоколь имеет подвальные окна с оригинальными решетчатыми ограждениями. Ворота выполнены с высоким художественным мастерством, посредством ковки. Вход со стороны улицы Фрунзе отличает необычная композиция с использованием оригинальных архитектурно-художественных приемов.
Планировка здания решена с учетом зонирования помещений, выделена гостиная и жилая часть здания. Имелась дворовая часть с размещением в ней конюшни и других хозяйственных построек и элементов благоустройства.
Первоначальный вид здания претерпел некоторые изменения, что упростило весь его облик. В настоящее время здесь размещаются ясли.
Особняк Гаппо Баева
Улица Ленина, 32 (бывшая Лорис-Меликова)
Будучи городским головой Владикавказа, присяжный поверенный Гаппо Баев строит себе в 1910 году небольшой по объему особняк в двух уровнях. Дело в том, что земельный участок, на котором выстроено здание, был мал и стеснен домами.
Рассказывали, что Г. Баев строил свой дом по собственному проекту при консультации гражданского инженера Грозмани. Внешний вид здания наглядно несёт на себе отличительные черты архитектурного стиля модерн. Большое впечатление производит кирпичная кладка стен в пустошовку. Эту прекрасную работу выполнили мастера подрядчика Вяльцева. Ответственные детали здания были выполнены греческими мастерами из хорошо обтесанного плотного естественного камня. Достойно сожаления, что фасад здания с такой великолепной кладкой был окрашен, и тем самым особняку был нанесен ущерб.
В настоящее время особняк Г. Баева занят под жилье.
Особняк Замкового
Улица Баллаева
(бывшая Ремесленная)
Есть в городе Владикавказе на ул. Баллаева прекрасный одноэтажный дом. История появления этого, одного из красивейших, домов города не совсем обычна и даже несколько романтична....
В настоящее время здание особняка Замкового передано Союзу архитекторов; подобное использование такого здания является наилучшим из всех возможных, так как трудно найти в городе здание, где бы интерьер был решен так богато.
В конце прошлого столетия во Владикавказ со всех концов России и из-за рубежа прибывало большое число людей: чиновников, коммерсантов, простых рабочих, а были и такие, кто ехал в поисках личного счастья.
Была среди последних и молодая супружеская чета из Центральной России. Муж - спортсмен, из небогатой интеллигентной семьи, некто Замковой. Располагая сравнительно небольшим капиталом, молодые люди решают приобрести себе в городе земельный участок под строительство дома, но цены так подскочили, что о приобретении участка не могло быть и речи. Тогда Замковые уезжают в Грозный, который в то время был небольшим захолустным городишком. Там, на окраине города, они и приобретают участок земли. Участок оказался нефтеносным. Через несколько лет Замковой становится богатым человеком, и семья возвращается во Владикавказ, но уже с большими деньгами. Они приобретают землю в самом центре города.
Как-то в парке, на катке, Замковой знакомится с таким же спортсменом- известным уже архитектором Грозмани. Молодые люди быстро сближаются, и Замковой поручает Грозмани разработать для него проект особняка и само строительство дома.
В 1905 году Замковой въехал в свой дом-особняк – одноэтажное здание, выстроенное из красного кирпича— прекрасный образец стиля модерн. Кладка выполнена под расшивку швов с непревзойденным мастерством. Говоря о мастерстве кладки, следует заметить, что уже нарубеже XX века в городе Владикавказе сформировался большой отряд мастеров-каменщиков высокого класса. Все работы из естественного камня выполнялись армянскими и греческими мастерами.
Все конструкции здания, подверженные увлажнению, такие, как цоколь, карниз, подоконники, выполнены из плотного естественного камня.
С большим вкусом и не совсем обычно решен вход в здание. Одной из интереснейших особенностей особняка являются окна - высотой до 3 метров, они состоят из одного переплета, заполненного зеркальным стеклом и вращающегося вокруг своей оси (вертикальной). Подобных окон не было ни в одном здании города, нет таких окон в городе и теперь. Как один из главных признаков принадлежности здания к стилю модерн - необычное решение силуэта кровли, с имеющимся внутри развитым мансардным пространством. На кровле имеется световой фонарь, посредством которого освещается центральный зал парадной части здания.
В здании имеется три камина. Богато решена отделка интерьеров с использованием лепного декора. По планировке здание имеет ярко выраженное зонирование с выделением гостевой и жилой частей здания. Оригинально решен интерьер кабинета, расположенного в правой части здания, выходящего окном на главный фасад. При здании располагался просторный сад с фонтаном и скульптурными композициями. При въезде, в правой части двора имелась конюшня.
Некоторые части здания претерпели изменения, в частности - утрачены первоначальные ворота.
Особняк Оганова
проспект Мира, 12
(бывший Александровский проспект)
Здание нынешнего Художественного музея им. М.С. Туганова было построено в 1903 - 1910 годах.
Его автор – известный владикавказский архитектор И.В. Рябикин, разработавший проект по заказу одного из богатейших городских купцов -Б.Г. Оганова, возглавлявшего торговую фирму «Киракозов – Оганов». Постройка предназначалась для сына купца, возвращавшегося после учебы в Париже с женой-француженкой. Оригинальный дом был разделен на две части: первый этаж заняли торговые помещения, а второй – жилые. Но, не прожив здесь и месяца, Оганов-младший со своей молодой женой вернулся в Париж.
Долгое время особняк практически пустовал. Лишь первый его этаж использовался под торговую лавку, а крайний пролет этажа занял фотограф С.Н. Алонкин. Но вскоре и Алонкин покинул Владикавказ, а на этом месте появился фотопавильон С. Джанаева-Хетагурова. Коллекционеры старинных фотографий знают, что на обратной стороне многих видов Владикавказа и окрестностей можно прочитать такую надпись: «Фотография Джанаева-Хетагурова, быв. Алонкина, в доме Оганова по Александровскому проспекту».
К счастью, за прошедшие десятилетия особняк не утратил первоначального облика, и ни у кого не появилось мысли переделать его. Архитектуру здания отличает причудливое переплетение модерна с различными ультрамодными для начала XX века стилистическими мотивами.
Архитектор И.В. Рябикин был прекрасным рисовальщиком. Над полуколоннами, в виде своеобразных капителей на уровне подоконников второго этажа, он установил лепные изображения в виде женских голов (нимф) с распущенными волосами. Переплетам окон приданы ломаные очертания, а на крыше над входом в здание возвышается мансардный объем, оформленный богатой рельефной композицией. Все эти элементы являлись неотъемлемыми атрибутами стиля модерн. Над 12 окнами 2-го этажа устроены вставки-лепки, символизирующие 12 месяцев. Много выдумки и художественного вкуса И.В. Рябикин проявил при оформлении интерьера.
В 1941 - 1956 гг. в здании находился Президиум Верховного Совета СОАССР. Сейчас в
нем располагается Художественный музей им. Туганова. В нем представлены произведения многих известных русских художников XVIII — XX вв., в т.ч. К.П. Брюллова, И.Н. Крамского, В.И. Сурикова, И.Е. Репина, И.Э. Грабаря, СВ. Герасимова, В.Н. Бакшеева и других.
И. В. Рябикину удалось создать уникальное, даже по современным меркам, строение. Расписные плафоны в комнатах, зимний сад с витражом из цветных стекол и фонтанчиком хорошо удались архитектору. Жилая часть особняка делится на две половины: парадную и бытовую, которые связаны между собой передней и коридором. Парадная лестница в вестибюле подчеркивает престижность дома.
Особняк Оганова - один из немногих памятников владикавказской архитектуры, где сохранилась богатая роспись потолков и лестничных маршей. Одним из ее авторов был известный местный художник Генрих Клузачек. Сами росписи сегодня являются объектом экспозиции.
Персидское консульство
Улица Горького, 28 (бывшая Евдокимовская)
В 1863 году г.Владикавказ становится центром Терской области. Этот год со всей определенностью можно считать началом интенсивного роста города.
Со всех концов России, а также из зарубежья (в частности из Ирана) в город Владикавказ устремился поток искателей лучшей жизни.
Намного больше, чем из других стран, было приехавших из соседней с Россией Персии.
Вскоре на бульваре главной улицы города-Александровского проспекта - были построены деревянные киоски с каменными цоколями - по два на каждом пересечении бульвара, где продавались местные и колониальные фрукты, восточные сладости. В районе базара были открыты персидские чайные. В городе был открыт и целый ряд персидских магазинов по продаже ковров.
Персиянами были и водовозы города. Большое число персов работало на кирпичных заводах.
Число прибывающих персиян было столь велико, что возникла необходимость в открытии в 1890-х годах во Владикавказе Персидского консульства. Консульство было открыто по ул. Евдокимовской - ныне ул. Горького.
Одноэтажное здание было выдержано в скромных формах. В западной половине дома, использовав рельеф местности, был устроен полуподвал, который использовался в хозяйственных целях. Интерьер здания в свое время был очень искусно отделан местными художниками в восточном духе - особенно был хорош потолок зала.
В настоящее время здание, к большому сожалению, утрачено.
Английское консульство
Улица Ленина, 31 (бывшая Лорис-Меликова)
Со слов старожила Э.Г. Султанова, в конце XIX - начале XX в. в этом особняке находилось Английское консульство.
Особняк барона Штейнгеля
Парк культуры и отдыха им. К.Л. Хетагурова
В парке в 40 - 50-х годах находился детский дом. Сейчас - дирекция парка культуры и отдыха им. К. Хетагурова.
«Модное здание через десять лет утратит молодость и станет устарелым. Оно сделается менее неприятным на глаз через двести лет, когда мода забудется».
Фредерик Стендаль.