Page 101 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 101
Знаменитое «Я пишу так, как мыслю» в контексте работ Сабанова
идеальным образом объясняет неповторимость всех его работ. Единый
стиль художника имеет столько граней и разночтений, сколько он
имеет зрителей...
На холсте с прозаическим названием «Материнское чувство» —
случайная встреча в лесу медведицы с медвежатами и женщины с
детьми. Женщина обнажила грудь, давая понять медведице, что и она
— мать. Метафора наивна, но перехлестывает драматичность встречи
величием предназначения быть Матерью! В картине «Крестьянин и
абреки» — мрачные, зловещие и хищные фигуры, олицетворяющие
беспредел разбоя в лесу корабельных сосен, стволы которых
празднично светлы, возникает трагический контрапункт несочетания
Добра и Зла, как возникает контрапункт несочетания Красоты и
Уродства в «Похищении дочери Луны», где молодую женщину,
светящуюся изнутри волшебной лампадой, уносят черти, какие не
приснятся в страшном сне; Бедности и Богатства — в картине
«Сирота», на которой изображен пастушок в обносках, взирающий с
тоской на свадебный танец, там, внизу, где пируют и веселятся,
веселятся и пируют...
В катакомбах «измов», как луч маяка, вспыхивает
соблазнительный язычок иррационального, и вместо четкой системы
координат оступаешься в хаос «бессвязных связей», каббалистических
знаков и заклинаний... В этом смысле творчество Сабанова — урок
чистописания, где не нарушаются ни морфология, ни синтаксис, хотя
в его язычески-пантеистической лаборатории есть полный набор
выразительных средств, чтобы создать прекраснодушный лубок,
близкий к опытам супрематики, иллюзию глубины сюрреалиста Дали
или остраненность и самодостаточность экзистен-циональных
погружений в мир бессознательного... Можно пойти дальше и сказать,
что в его холстах освоен и опыт Тициана, сотворившего чудо Венеры, и
математически точный расчет линейной перспективы шедевров
Боттичелли и ее преднамеренное отсутствие на фолиантах Джотто...
микроскопический макрокосм Босха... светотень Лиотара... царская
щедрость Рубенса... нервическая заостренность и монохромность
полотен Эль Греко... Но опыт этот намыт не с книжных иллюстраций
и музеев, не с помощью ремесла воссоздания — он идет из секреции,
где замысел, еще не воплотившись, проходит через все круги, чтобы
стать миром Хаджумара Сабанова в бесконечном ряду подобных ему
творцов...
Любые аналогии аморальны, но на ум приходит Брейгель, когда
на холсте «Неожиданная встреча» видишь подводу, груженную
стволами только что срубленных деревьев. Связка стволов с
заостренными на срубе концами и сама подвода, выписанная с
педантичностью анималиста, рисующего бабочку, пронизаны
романтикой древней профессии лесоруба. Может, поэтому Сабанов
99