Page 101 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 101

Знаменитое «Я пишу так, как мыслю» в контексте работ Сабанова
                  идеальным образом объясняет неповторимость всех его работ. Единый
                  стиль художника  имеет столько граней и разночтений, сколько  он
                  имеет зрителей...
                        На холсте с прозаическим названием «Материнское чувство» —
                  случайная встреча в лесу медведицы с медвежатами и женщины с
                  детьми. Женщина обнажила грудь, давая понять медведице, что и она
                  — мать. Метафора наивна, но перехлестывает драматичность встречи
                  величием предназначения быть Матерью! В картине «Крестьянин и
                  абреки» — мрачные, зловещие и хищные фигуры, олицетворяющие
                  беспредел   разбоя   в   лесу   корабельных   сосен,   стволы   которых
                  празднично светлы, возникает трагический контрапункт несочетания
                  Добра   и   Зла,   как   возникает   контрапункт   несочетания   Красоты   и
                  Уродства   в   «Похищении   дочери   Луны»,   где   молодую   женщину,
                  светящуюся   изнутри   волшебной   лампадой,   уносят   черти,   какие   не
                  приснятся   в   страшном   сне;   Бедности   и   Богатства   —   в   картине
                  «Сирота», на которой изображен пастушок в обносках, взирающий с
                  тоской   на   свадебный   танец,   там,   внизу,   где   пируют   и   веселятся,
                  веселятся и пируют...
                        В   катакомбах   «измов»,   как   луч   маяка,   вспыхивает
                  соблазнительный язычок иррационального, и вместо четкой системы
                  координат оступаешься в хаос «бессвязных связей», каббалистических
                  знаков и заклинаний... В этом смысле творчество Сабанова — урок
                  чистописания, где не нарушаются ни морфология, ни синтаксис, хотя
                  в   его   язычески-пантеистической   лаборатории   есть   полный   набор
                  выразительных   средств,   чтобы   создать   прекраснодушный   лубок,
                  близкий к опытам супрематики, иллюзию глубины сюрреалиста Дали
                  или   остраненность   и   самодостаточность   экзистен-циональных
                  погружений в мир бессознательного... Можно пойти дальше и сказать,
                  что в его холстах освоен и опыт Тициана, сотворившего чудо Венеры, и
                  математически   точный   расчет   линейной   перспективы   шедевров
                  Боттичелли и ее преднамеренное отсутствие на фолиантах Джотто...
                  микроскопический   макрокосм   Босха...   светотень   Лиотара...   царская
                  щедрость   Рубенса...   нервическая   заостренность   и   монохромность
                  полотен Эль Греко... Но опыт этот намыт не с книжных иллюстраций
                  и музеев, не с помощью ремесла воссоздания — он идет из секреции,
                  где замысел, еще не воплотившись, проходит через все круги, чтобы
                  стать миром Хаджумара Сабанова в бесконечном ряду подобных ему
                  творцов...
                        Любые аналогии аморальны, но на ум приходит Брейгель, когда
                  на   холсте   «Неожиданная   встреча»   видишь   подводу,   груженную
                  стволами   только   что   срубленных   деревьев.   Связка   стволов   с
                  заостренными   на   срубе   концами   и   сама   подвода,   выписанная   с
                  педантичностью   анималиста,   рисующего   бабочку,   пронизаны
                  романтикой древней профессии лесоруба. Может, поэтому  Сабанов



                                                                99
   96   97   98   99   100   101   102   103   104   105   106