Page 102 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 102

неравнодушен к дереву, которое в его умелых руках превращается в
                  чашу для пива, фигурку бегущей лани, оскалившегося барса на спинке
                  стула   или   изящную   тесьму   вдоль   козырька   веранды   дома,   где   он
                  живет...
                        Сугубо кинематографическим мне кажется прием картины «Ночь
                  в горах», где с высоты птичьего полета мы видим сбившееся в круг
                  кошары  стадо   и   пастухов,   беседующих   у   костра   в   сакле   при   свете
                  ущербной луны... Ощущение, что это кадр, снятый с телескопического
                  крана на цветную пленку высокой чувствительности...
                        Я видел тысячи картин тысяч художников, но ни один из них не
                  писал, скажем, гриву коня или женские волосы так, как это делает
                  Сабанов: возникает ощущение, что распущенная коса или грива —
                  работа не руки и кисти, а лазера или ЭВМ, выписавших каждый волос,
                  способных повторить не только цвет, изгиб и толщину искомого, но и
                  запах, аромат...
                        В картине «Грация» на травяном ковре девственного леса — конь
                  и   спящая   у   родника   молодая   женщина.   И   конь,   и   женщина   —
                  ошеломительной красоты! Триумвират — природа, конь, женщина —
                  полны библейского смысла. Они не сами по себе, а в гармоничной
                  связке чистоты и эротики, незримо витающей в чувственной плоти
                  полотна...   Синий   лютик   у   полуобнаженных   ног   трепетней   и
                  прозрачней   крыльев   стрекозы,   а   складки   туники   такие   же
                  пластичные, как линии тела и струи воды — невинный вызов богине
                  Нике, застывшей в порыве, в мраморе, два тысячелетия назад...
                        Захватывает   дыхание   шедевр   с   изображением   парящих   над
                  ущельем влюбленных, улетающих от ножа отца девушки, и его самого,
                  застывшего у края обрыва в немой ярости — не догнал! Интересны
                  типажи   работ   Сабанова   —   они   узнаваемы,   а   некоторые   из   них
                  выхвачены художником из небытия прошлого, словно он сам жил в те
                  далекие времена и видел этих людей своими глазами...
                        Итак,   Хаджумар   Сабанов   —   человек,   художник,   работяга.   За
                  плечами   —   свыше   полувека   жизни   и   лишь   одна   персональная
                  выставка. Впереди — Вера, Надежда и Любовь — три грации его души,
                  как   с   полотна   «Вещий   сон»,   на   первом   плане   которого   лежит
                  стройный юноша, возможно, сам Хаджумар, не написавший ни одного
                  автопортрета в силу врожденной скромности и волшебной простоты...

                                                        ПУТЬ К СЕБЕ
                        В людях военных лет меня почти всегда удивляло, особенно на
                  фотографии,   несоответствие   внешнего   вида   и   сурового  назначения
                  бойцов,   оказавшихся   в   мирное   время   писателями,
                  кинематографистами, актерами...
                        Вспоминается   безусый   Есенин,   солдат   санитарного   поезда,   в
                  грубой   шинели,   с   бездонной   голубикой   глаз,   хотя   цветных
                  фотографий в те времена не делали... Шла офицерская форма Карме-



                                                               100
   97   98   99   100   101   102   103   104   105   106   107