Page 130 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 130

дали возможность увидеть даже дно глазного яблока — не в кабинете
                  окулиста, а в мастерской чудотворца... Такие глаза — не зеркало души,
                  а   сама   душа   в   конвульсиях   извечной   невысказан-ности,
                  недосказанности, и потому — трагической немоты...
                        Мир   знает   художников,   каждая   работа   которых   —   фрагмент
                  огромного полотна — творец пишет его всю жизнь. Бывает так, когда в
                  одном   произведении   художник   реализует   главный   замысел   своей
                  творческой   жизни   лучшим,   идеальным   образом...   Такое,   на   мой
                  взгляд, случилось со скульптором А. Хаевым. У него, повторяю, масса
                  работ   и   каждую   из   них   отличает   и   основательность   замысла   и
                  оригинальность решения.
                        Но одна из последних его работ, а именно бюст А. С. Пушкина —
                  несомненный   шедевр,   предвосхитивший   для   меня   все   не   только
                  скульптурные,   но   и   живописные   и   графические   композиции,
                  посвященные великому поэту.
                        В   Пушкинском   сквере   Владикавказа   много   лет   стоял   бюст
                  Пушкина. Для меня он мало чем отличался от любого знака, и как
                  знак, он был мне  безразличен. Отныне,  проходя  мимо сквера, где
                  когда-то   была   гостиница   и   шумел   базар,   и   где,   по   свидетельству,
                  Пушкин,   стоя   на   земле   Осетии,   заметил,   что   «женщины   у   них
                  прекрасны», так вот, отныне, проходя мимо этого сквера, я шепчу:
                  «Пушкин у нас — прекрасен!» И кажется, поэт восхищенно глядит на
                  гряду потрясающих гор и ждет ливня, чтобы никто не увидел его
                  благодарных слез...

                                                       РОГ ХАДЖЕТА

                        В конце семидесятых меня занесло в общежитие литинститу-та
                  Москвы, где я тут же познакомился с тремя студентами института,
                  моими земляками. Все трое были по-своему симпатичны, но один из
                  них заметно выделялся орлиным размахом плеч, разлетом бровей,
                  нервным изгибом носа — он был по-мужски красив, статен, раскован,
                  но   не   развязен...   Это   был   Тай-мураз   Джусойты,   взявший   себе
                  впоследствии псевдонимом имя своего деда Хаджета. Честно говоря,
                  не люблю псевдонимы, но когда Таймураз рассказал мне, как его дед,
                  отъезжая от стола друзей, вливал рог араки в пасть своего коня, а
                  потом пил из этого же вновь наполненного рога сам, я понял, что
                  псевдоним — не водораздел от славы старшего брата Таймураза, всем
                  нам известного Нафи, а благодарная дань предкам — мужественным,
                  бескорыстным, прекрасным, какими они, предки, предстают нам в
                  мифах, но нередко и в жизни...
                        Два друга Таймураза, о которых я упомянул раньше, были Тотрадз
                  Кокаев и Гастан Агнаев. Эта, по тем временам неразлучная тройка,
                  вскоре стала мне понятна и близка, и мы задружили, часто делили
                  хлеб-соль веселого стола и были симпатичны друг другу общностью
                  гуманитариев, не деля друг друга на поэтов и прозаиков, тем более,



                                                               128
   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134   135