Page 128 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 128

глазами, а лбом...


                                                  ПУШКИНСКИЙ СКВЕР
                        Увидев случайно в мастерской скульптора Владимира Хае-ва еще
                  в работе в сыром шамоте бюст А. С. Пушкина, я понял, что вижу вещь!
                        С Хаевым я знаком уже миллион лет, еще со времен наших с ним
                  университетов, когда он с женой, юной и по-осетински прекрасной
                  Долорес, обитали в деревянных клоповниках общежития ГИТИСа на
                  знаменитой   Трифоновке   у   Рижского   вокзала   Москвы...   Я   часто
                  приходил к ним в гости, где чуть ли не каждый вечер собирались
                  наши   друзья:   студенты   «щукинки»   Бибо   Ватаев   и   Костя   Бирагов,
                  студент Суриковского училища скульптор Руслан Джанаев, секретарь
                  столичного горкома комсомола Юрий Цопанов — «Граф», художник
                  Заур   Абоев   —   всех   не   перечесть   ...   Житье-бытье   и   наша   учеба
                  творились в начале шестидесятых, в «оттепель», а точнее — в период
                  заката коммунистических, а еще точнее, лжекоммунистических идей и
                  институтов, вспыхнувших перед перестройкой, как свет в керосинке,
                  «отсосавшей» последнюю каплю горючего... Искусство в те времена
                  было позорно поднадзорно, но эволюция делала свое скромное дело
                  без революций... Студенты в электричках и общагах пели Окуджаву,
                  на полную катушку гремела проза Фолкнера, Хемингуэя, Стейнбека, а
                  из европейцев — Сартра, Камю и Кафки, летела к своему всемирному
                  триумфу четверка ли-верпульцев. О ГУЛАГЕ и всех прочих мерзостях
                  нашей   счастливой   жизни   основная   масса   людей,   а   тем   более
                  молодежь, ничего не знала...
                        В каморке  Хаевых,  даже  набитой друзьями до потолка,   всегда
                  почему-то было просторно. Долорес, которую и сегодня все называют
                  Доля,   была   всем   нам   отменной   сестрой.   В   праздники   готовила
                  осетинские пироги, в будни уходящим за полночь или утром деловито
                  вручала   или   кулек   сухарей,   или   банку   домашнего   варенья,   или
                  немного денег... Мы хохмили, спорили, пели, хохотали. Молодость, —
                  а куда ты от нее денешься?!
                        С тех пор прошло много лет. Все мы поседели, остепенились, но
                  Хаев   и   Долорес,   даже   с   тремя   взрослыми   сыновьями   и   потоком
                  житейских   проблем   остались   неизменны...   Вот   этот   заряд   юности,
                  верность ей, несмотря на рутину однообразных в своей основе череду
                  лет, меня всегда подкупали и радуют по сей день...
                        Долорес поет классику, народные песни, она солистка и актриса
                  музыкального   театра.   У   Хаева   нет   ни   одной   работы,   где   бы   не
                  присутствовал он сам — талантливый и неспокойный. Но все это —
                  общие слова, и пишу их я лишь для того, чтобы резко оттенить мое вот
                  уже десятки лет почти прохладное отношение к работам всех наших
                  скульпторов, включая и Хаева, не потому, что они никакие, слабые
                  или просто хорошие. За редким исключением, все они или почти все
                  — не событие...



                                                               126
   123   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133