Page 126 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 126

мужествен,   как   гладиатор.   В   его   «Воловьей   упряжке»   волы   —
                  бронебойные в полете снаряды, чудовища из стойла Мидаса, символ
                  слепой   силы   и   ярости   —   похожи   на   таран,   способный   прошить
                  насквозь   планету...  В  портрете  с  дочерью   дочь  написана  спиной   к
                  зрителю, и если это прием, он страшен, как повязка на глазах детства,
                  истерзанного неприкаянностью отцов, их неспособностью согреть свое
                  дитя   дарами   природы   и   хотя   бы   относительным   благополучием...
                  Глазницы'отца на этом холсте — воплощенный ужас и страх за день
                  вчерашний, сегодняшний, и кто знает, что будет завтра? Таким же
                  драматизмом   наполнен   холст   «Крик»   —   моногамный,   почти
                  графичный и болючий, как колотая рана или оголенный нерв...
                        Раскаленный   брус   металла   всегда   имеет   оранжевый   ореол,
                  который   «гуляет»   в   глазах   и   обдает   прокаленным   жаром...
                  Шафранный жар струится от и вокруг тела «Данаи» Харебова, его
                  «Сусанны»,   «Купальщиц»,   «Метаморфоз»...   «Даная»   Рембрандта,
                  хоть   и   обнажена,   сосредоточивает   наше   внимание   на   лице,   и   мы
                  видим, что она опытна, проницательна и изобретательна и в жизни, и
                  в постели. «Даная» Харебова, при всей пластике и грации тела —
                  солнечный ком, и он, как мираж, не имеет четких очертаний, но, как
                  пары бензина, только поднеси к ним спичку, может взорваться стоном
                  и конвульсией близости... В «Метаморфозах» женские тела сплетены,
                  и каждое является продолжением другого, как корни лиан. И в то же
                  время, все они — разные миры. Сентенция мыслителя.
                        В полотне «Старый паровоз» — паровозик на клочке рельс, две
                  лошадиные головы и бесконечное, заросшее бурьяном забвение. Да и
                  сегодня   мощность   даже   ракетных   двигателей   исчисляется   в
                  лошадиных силах, но отпахавший свой век паровоз, который наши
                  дети,   а   тем   более   внуки   и   в   глаза   не   видели,   может,   и   есть   тот
                  «Москвичок» Харебова, на котором он ездил по улицам и проселкам,
                  чтобы не швырнуть в алчную пасть забвения груду металла, согретого
                  благодарностью всадника боевому коню — старому, больному, но с
                  верностью в глазах, уже отмеченных печатью смерти...
                        Изощрен,   но   и   точен   характер   живописи   художника.   Под
                  точностью   подразумевается   соответствие   выразительных   средств
                  творческой задаче. Картину с подписью «Воспоминание о Цхинвале»
                  Алан писал в начале восьмидесятых годов. На полотне — застолье, но,
                  словно   предчувствуя   кровавые   события   последних   лет,   холст   этот,
                  ночной,   тревожный,   как   предтеча   Варфоломеевской   ночи,   и
                  человеческие   фигуры   во   мраке   грядущего   этнического   мракобесия
                  кажутся высохшей кожурой виноградин или глиной, из которой кто-
                  то   лепил   человечков,   чтобы   потом   наступить   на   них   сапогом   и
                  растереть за несовершенство замысла...
                        Грубыми, рубленными мазками «сколочен» портрет скульптора
                  Лазаря   Гадаева,   похожего   на   римского   легионера.   И   хорош
                  композитор Габараев: его фронтальный взгляд от холста в мир — гимн



                                                               124
   121   122   123   124   125   126   127   128   129   130   131