Page 127 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 127

скупой нежности горца и его высокой, как вершины гор, духовности!..
                  Интересен   второй   план   картины.   Здесь   старик,   девушка,   парень   с
                  сигаретой в зубах — все они дети рода человеческого во времени и в
                  пространстве музыки, угаданной в них, как и в себе, композитором...
                  Портрет Чочиева впечатляет композиционным узлом, связавшим в
                  одно   целое   знакомые   знаки   быта   и   немых   свидетелей   жизни,   из
                  которых выросла фигура, как вырастает дерево из семени, брошенного
                  в   землю...   Продолжая   о   портретах,   отметим   пасхальную   теплоту
                  «Лады»   —   девочки   со   щенком,   портрет   Заремы   Мзоковой,
                  стыдящейся своей женственности...
                        Несколько абстрактных композиций, имеющих названия, но не
                  обладающих   материальным   содержанием   стилистики   соцреализма,
                  лично на меня произвели впечатление прикосновения... «Подтекста
                  много, а текста нет», — как писал поэт. Но и в этом ряду, там, где
                  метафизические   упражнения   вдруг   открывают   отвесные   двери   в
                  глубины   сознания,   чувствуешь   страх,   как   перед   прыжком   через
                  пропасть...   Это   «Синяя   птица»   с   таинством   яйца,   оплетенного
                  гибкими, цветными дугами рожков, флейт и органа... Это «Попугай»,
                  сотворенный словно из гашеной извести... Это «Коллизия» — картина,
                  исторгающая музыкальный аккорд, и, конечно же, «Бык», похожий на
                  глыбу сталактита, хотя написан он в легких фиолетовых тонах...
                        Словосочетание «тяжелый рок» если и не всем понятно, то у всех
                  на слуху. В картинах «Похищение Европы» и «Соблазн» у Харебова —
                  «тяжелый   секс».   Обе   женщины   перенасыщены   эросом,
                  испепеляющим   желанием   продолжить   род,   но   это   не   похоть,   а
                  счастливое бремя. Это бремя и страсть на первом полотне укрощает
                  грубая тектоника древней повозки, и опять же быки, как аллегория
                  мужского начала...
                        Вся Осетия в «Песне о Лазаре», в «Сельском празднике», где не
                  забыт   и   очумевший   петух,   несущийся   через   весь   двор.   Именно   у
                  Харебова на обруче колеса комья земли горят огнецветом всех пород,
                  которыми «ошкурена» земля гор... А в картине «Первый трактор» —
                  черт   с   ним,   с   трактором,   но   горный   воздух   хрустит   в   глазах,   как
                  холодный лед, хотя в залах в день открытия выставки нечем было
                  дышать...
                        У творца нет лучших и худших работ, — все они его дети. И даже
                  если кто-то из них неизлечимо болен, все равно он — родной! Но как
                  бы   ни   впечатляла   выставка   работ   Алана   Харебова   в   целом,   его
                  «Фальшстарт»   приходит   к   финишу   первым.   Не   человек,   а
                  окровавленная масса несется по дороге жизни к неминуемому концу
                  из последних сил, масса преследуемая, подгоняемая стаей хищников,
                  и  не  это  ли  онтологическая  метафора  наших  судеб,  несвершенной
                  мечты, неспетой песни, недопитого глотка из чаши Грааля, а, может,
                  Сократа, пьющего яд с наслаждением мудреца, который, как и его
                  слепой   соотечественник,   автор   «Илиады»   и   «Трои»,   видел   —   не



                                                               125
   122   123   124   125   126   127   128   129   130   131   132