Page 125 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 125

сплошную волну, взмываешь вместе с ней и погружаешься в нее с
                  головой...
                        Слушая хор Агунды, закрываю глаза, и в струях голосов, как в
                  рунах   пасхального   солнца,   слышны   хорал   Ватикана,   скрипичные
                  шедевры   чародея   Спивакова,   хоровые   эпитафии   Теодоракиса,
                  божественная трепетность Вивальди. Песни на стихи Коста обнажают
                  всю силу и ранимость поэтического слова, делают еще неразрешимей
                  и   таинственней   загадку   осетинской   души,   ее   истоков   и   глубин,
                  неведомых даже сказителям...
                        Поэма стали и месса нежности — Николай и Агунда... Надо ли их
                  приводить в пример? Каждый живет по-своему, но когда знаешь и
                  чувствуешь, что земля терпеливо несет на себе не только подлецов, но
                  и, с радостью, — людей достойных, хочется жить жизнью праведника
                  даже в аду. Это — условие веры.

                                                 МИР АЛАНА ХАРЕБОВА

                        Как-то   зимой,   у   подъезда   мастерских   художников   по   улице
                  Шмулевича, рядом с новенькой «Волгой» и свежей «шестеркой» я
                  увидел скелет «Москвича», второй, с позволения сказать, модели, о
                  которой  Эйзенхауэр,   увидев   это несуразное  чудовище  на  одной   из
                  советских выставок, с уничтожающей иронией заметил, что выйдя в
                  отставку, приобретет именно эту машину. Итак, скелет, о котором идет
                  речь,   весь   был   в   ржавых   пробоинах,   через   которые   можно   было
                  видеть,   как   ездок   выжимает   муфту   сцепления,   содержимое
                  багажника: все его составные держались друг за друга, и через стекла
                  в паутине трещин можно было видеть только трещины... Этот триумф
                  безвкусицы при всем при том стоял на колесах, и как ни странно,
                  ездил,   —   трясясь,   чихая,   извергая   гром,   клубы   дыма,   задевая
                  глушителем,   подвязанным   веревкой,   горбы   колдобин,   готовый
                  рассыпаться в любой момент...
                        Я спросил, чья это машина? Мне сказали — Алана Харебова. Есть
                  люди,   которые   кичатся   совершенством  самоутверждения...   Харебов
                  гордится   пафосом   саморазрушения   —   миру   этот   пафос   знаком   по
                  руинам   древних   цивилизаций,   нам,   в   частности,   по   сторожевым
                  башням   предков,   —   многие   из   них   «стесались»   временем   до
                  основания.   Говоря   о   саморазрушении,   я   говорю   не   о   нигилизме,
                  болезненной   жертвенности   или   эксцессах   варварства...   Я   говорю   о
                  мироощущении художника веселого в общении, но озабоченного и
                  грустного наедине с собой и с холстом, ибо прекрасное у него трагично
                  своей   обреченностью,   а   трагичное   ужасно   постоянством.   Может,
                  поэтому к дилемме добра и зла он идет не с топором, а со слезами. И,
                  может, поэтому в его картинах, всех без исключения, даже мажорные
                  гаммы замешаны на сажу грозовой тучи, как чистые струи Терека
                  осенью на песок лавин весной, когда начинается оттепель...
                        Харебов   —   худ,   изящен,   и   тонок,   как   акварельная   кисть,   но



                                                               123
   120   121   122   123   124   125   126   127   128   129   130